7 фактов о пиаре по-польски
Пиар-консультант Дина Мостовая рассказала читателям блога Pressfeed, как работает пиар-индустрия в Польше: главные тренды и слабые места рынка, как достучаться до польских медиа и как добиться максимального охвата.
1. Крупнейшие игроки
Один из главных показателей успешности pr-агентства — fee income, или общий доход. Это разница между выручкой и внешними издержками на реализацию проекта (закупка и изготовление промоматериалов, рекламное пространство, транспорт, питание, жилье). Издержки включают и другие расходы: аренду оборудования, услуги консультантов, мониторинг медиа и т.д. Исходя из значения fee income за 2016 год, на польском рынке PR можно выделить пятерку лидеров.
- Partner of Promotion (19,54 млн злотых). Основные клиенты — крупные польские компании, а также международные корпорации, например, Procter&Gamble).
- MSLGroup (14,91 млн злотых) считается наиболее известным. Агентство сотрудничало с такими компаниями: Emirates, Amazon, LG, Carrefour.
- Walk (10,31 млн злотых). Крупнейшие клиенты агентства: Nikon, ViennaLife, Estate.
- SolskiCommunications (8,11 млн злотых). Агентство сотрудничало с Airbus, Henkel, MasterCard.
- Grupa on Board (6,65 млн злотых). В 2016 году их крупнейшими клиентами были L’Oréal и Coca-Cola.
2. Общий доход пиар-агентств
Ежегодно в Związek Firm Public Relations проводят аудит рынка PR в Польше. Согласно их отчету за 2016 год, общий доход 19 крупнейших польских пиар-агентств составил 119 737 850,00 злотых (1,9 млрд рублей). Это на 3,9 % больше, чем в 2015 году. Общий доход трех агентств-лидеров (Partner of Promotion, MSLGroup, Walk) составил 44 758 000,00 злотых (700 млн рублей). Кстати, Partner of Promotion возглавляет подобные рейтитнги не первый год. Сейчас доходы агентств растут очень медленно. Так, из 19 агентств, принявших участие в аудите, «гонорар» выше среднего был только у 7.
3. Общие тенденции рынка
Здесь можно выделить три особенности:
1) в целом уровень агентств сейчас невысокий (например, одно агентство для технологической компании средней руки за полгода сделало всего 50 публикаций);
2) компании любят делать конференции и ивенты, причем не столько для клиентов, сколько для бизнес-партнеров и нетворка;
3) в технологической индустрии идет негласное соревнование на лучшую конференцию или мероприятие: чем больше влиятельных спикеров и гостей из бизнес-среды, тем лучше.
4. Самые востребованные услуги
В Польше основные услуги, которые заказывают в агентствах — имидж и позиционирование компании, кризисные коммуникации. Вообще, тема кризисных ситуаций для журналистов имеет большое значение: в Польше, как и в России, пиарщики любят отмалчиваться и не отвечать на звонки и сообщения во время кризисов.
5. Сколько получает пиарщик в Польше
Медианная зарплата составляет 4200 злотых (~67 тысяч рублей). На руководящих пиар-должностях она немного больше — 7000 злотых (~114 тысяч рублей). Зарабатывать больше удается лишь каждому четвертому. Так, в случае «обычного» пиарщика максимальная зарплата составит 5700 злотых (~91 тысяча рублей), в случае топ-менеджеров и руководителей — 10 000 злотых (~160 тысяч рублей).
6. Какая индустрия самая прибыльная для польского пиарщика
В 2016 году медианная зарплата бренд-менеджеров составляла 7 700 злотых (~125 тысяч рублей).
Пиарщики, которые работают банковской сфере, получают примерно 7 200 злотых (~117 тысяч рублей). Также высокооплачиваемым считается пиар в сферах: телекоммуникации, легкая промышленность, бизнес-услуги, ИТ, энергетика, строительство и торговля.
7. Форматы и сервисы, которые в Польше не работают
Самые слабые форматы для продвижения компании в Польше — это пресс-релизы и пресс-конференции (журналисты на них почти не приходят). Поэтому лучше сосредоточиться на экспертных публикациях. В Польше они очень популярны и дают большой отклик.
На Telegram лучше не рассчитывать — им здесь вообще не пользуются.
Зато популярен LinkedIn, где компании публикуют свои новости и получают большой отклик и охват.
Dina Mostovaya
Комментарии