PR-заповеди Филиппа Гурова
Коммуникационная группа «Гуров и партнеры» специализируется на PR-продвижении hi-tech-бизнеса и за годы работы стала признанным лидером в области технологического PR. Pressfeed попросил ее директора Филиппа Гурова поделиться своими PR-заповедями.
ГЛАВНОЕ
Утилитарный подход к PR – единственно верный
Не устаю повторять: всегда надо помнить, какую бизнес-задачу решаешь в данный момент. Пиар ради пиара, дизайн ради дизайна, блог ради блога и т. п. – это не имеет никакого смысла. KPI, не относящиеся напрямую к бизнесу, можно воспринимать как индикаторы, но не как самоцель.
Продвигать себя надо теми же инструментами, что и клиентов
«Гуров и партнеры» использует для собственного продвижения только те технологии, которыми мы продвигаем своих клиентов. Посмотрите на сайты многих digital-агентств, посмотрите на интервью, которые обильно раздают директора PR-компаний. Как эти люди вообще могут кого-то консультировать? Эй, ребята, вы что, не верите в то, чем занимаетесь? А зачем тогда занимаетесь?
Самые интересные и денежные проекты – на стыке разных областей
Такие проекты как раз и создают зоны роста. Так формировался рынок digital-коммуникаций в России. Те агентства, которые вовремя сориентировались и инвестировали свои ресурсы в новые компетенции, получили огромное преимущество.
Создавайте стандарты!
Мы стараемся делиться своими наработками с рынком. Мне приятно, когда наши идеи начинают использовать конкуренты. Например, подходы к созданию технологических кейсов и скринкастов для ИТ-компаний, которые мы внедряли ещё десять лет тому назад, сейчас использует весь рынок. На здоровье! Мы постоянно придумываем что-то новое, что будет работать сейчас и в ближайшем будущем.
ОТНОШЕНИЯ С КЛИЕНТАМИ
Клиент прав далеко не всегда
Нет ничего ужаснее, чем тезис, что «клиент всегда прав». Мы – консультанты и занимаемся коммуникациями уже много лет. В большинстве случаев мы гораздо лучше знаем, как помочь клиенту, чем он сам. Очень важно – не давать клиенту совершить ошибку, объяснять ему, что от тех или иных идей и инструментов лучше пока отказаться. Даже если это чревато потерей денег для PR-агентства в краткосрочной перспективе.
Любая встреча должна быть полезна для клиента
Если мне интересен потенциальный клиент, я стараюсь, чтобы встреча со мной и нашими специалистами дала ему максимум пользы. Мы ничего не продаем на встречах, мы пытаемся разобраться в проблеме клиента, поделиться своим опытом, помочь ему. Не так важно, закажет он у нас что-то в этот раз или нет.
Бессмысленные переговоры надо прекращать как можно быстрее
Как только я вижу, что встреча бессмысленна, я стараюсь её сразу же прекратить. Я могу со всей командой покинуть переговоры с потенциальным клиентом, если пойму, что мы не хотим с ним работать. Тем более, если потенциальный клиент проявляет неуважение к агентству, к нашему времени.
Клиенты агентства образуют устойчивую экосистему
Мне нравится знакомить клиентов друг с другом, предлагать им совместные мероприятия. Чем больше наши клиенты взаимодействуют, тем устойчивее бизнес-система, в которой мы работаем. Мне хочется, чтобы PR-агентство было для клиентов чем-то большим, чем просто подрядчик.
Вся слава должна доставаться клиенту
Иногда выходит большой материал о клиенте, допустим, в Forbes или «Ведомостях». И клиент радостно размещает пост в соцсетях, при этом пишет, как он благодарен своему PR-агентству или мне лично. Я всегда прошу сразу же убрать ссылку на нас. Агентство должно оставаться в тени. Вся слава – это исключительно заслуга клиента. И о том, что мы подписали новый контракт или выиграли тендер, мы сообщаем только, если клиент нас об этом просит.
О СОТРУДНИКАХ
Сотрудники иногда перерастают PR-агентство
И это здорово! «Гуров и партнеры» — прекрасная кузница кадров. Многие наши сотрудники в какой-то момент «переросли» агентство и перешли на сторону клиента. Это замечательные PR-специалисты – одни из лучших в стране. Антон Москаленков, Катя Воробьева, Надя Михеева, Анна Лелюк, Катя Логвинова… Меня это очень радует. Часто сотрудники возвращаются к нам уже по прошествии нескольких лет, с новыми знаниями, интересным опытом. При прочих равных мы стараемся брать в компанию тех людей, которые у нас уже работали когда-то. Но если уход был неэтичным, сотрудник чем-то навредил агентству, мы не будем с ним работать ни при каких обстоятельствах.
Принципы? Они могут быть у владельца агентства, но не у сотрудников
Мы не работаем с микрофинансовыми организациями, не продвигаем табачные компании. Это мои принципы, в «Гуров и партнеры» будет так. Решение о том, с какими клиентами мы работаем и какие инструменты допустимо использовать, принимаю я и несу за них ответственность. Если кто-то из сотрудников скажет мне, что не будет работать с каким-то клиентом «по этическим соображениям», это будет его последний день в компании. Приятель, иди – делай свое агентство, до свидания!
Любому руководителю необходимы советники
Нельзя быть специалистом во всем сразу. В «Гуров и партнеры» – сильная команда. Кто-то лучше понимает специфику конкретной отрасли, кто-то в силу своего возраста и жизненного опыта, может предложить лучшее решение. Я всегда стараюсь советоваться с коллегами, использовать их знания и наработки.
Руководитель проекта – главнее всех
Не надо мешать руководителю проекта. В каждом конкретном случае именно он – самый главный. Допустим, я приезжаю на мероприятие для клиента, которое организует мой сотрудник. Он уже находится на месте, понимает всю ситуацию. И на этом мероприятии я буду выполнять его распоряжения, оказывать именно ту помощь, которая ему нужна. «Разбор полетов» мы потом проведем в офисе, когда мероприятие закончится.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
Не создавайте дополнительное «трение реальности»
Мне очень близка концепция «трения реальности», которую предложил Карл фон Клаузевиц. Аккаунт-менеджеры должны это «трение» уменьшать. После разговора с клиентом появляются новые задачи для копирайтеров, дизайнеров, программистов… Даже если до дедлайна ещё далеко, надо поставить эти задачи как можно раньше. Возможно, у команды появятся дополнительные вопросы к клиенту. Кто-то из важных сотрудников может заболеть. Может быть, аккаунт-менеджер неправильно оценивает трудоемкость задачи. Чем раньше задача будет поставлена, тем меньше у проекта рисков.
Важно сохранять единообразие
Оформление пресс-клиппингов, презентаций, других материалов… Стандарты у каждого агентства могут быть своими. Важнее сохранять единообразие. Если, к примеру, в отчете названия некоторых глав написаны прописными буквами, а других – строчными, это смотрится небрежно! Это относится ко всему – к шрифтам, к оформлению ссылок, таблиц, иллюстраций. Отсутствие единообразия снижает доверие не только к вашим материалам, но и к работе в целом.
В текстах, которые вы создаете, надо понимать каждое слово
При продвижении высокотехнологичного бизнеса PR-специалисту приходится сталкиваться с большим количеством терминов и жаргонизмов. Каждый термин необходимо понять. Нельзя выпускать пресс-релиз или другой материал, если хотя бы одно слово в нем вызывает у вас вопросы. Поищите информацию в Интернете, уточните у клиента. То, что не понимаете вы, могут не понять читатели и журналисты.
Если можно выбросить слово из текста без потери смысла – выбрасывайте!
В пресс-релизах, в интервью, в статьях. В любых текстах. Именно так я стараюсь писать свои книги. Этому же я учу своих сотрудников.
Мониторинг продолжается и после завершения проекта
Проект сдан, акты подписаны, клиент доволен? Продолжайте мониторинг. Даже по прошествии нескольких месяцев имеет смысл посмотреть, а что сейчас пишут по итогам проекта. Вы можете обнаружить что-то, о чем клиент не знает, и предложить ему отличное решение. Часто именно так происходят допродажи клиентам.
От большинства возможностей стоит отказываться
PR-специалисты мыслят «возможностями». Вот сейчас можно вписаться в отраслевой обзор, а сейчас – сделать интервью для региональной газеты. Но далеко не все эти возможности пойдут на пользу клиенту. Сосредоточьтесь на наиболее важных вещах. Ваше время, время вашего клиента – ограничены. Лучше один бронебойный PR-выстрел, чем несколько заметок в малоизвестных СМИ.
О ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Иногда надо уходить в пустыню
Чтобы мозги нормально работали, надо хотя бы раз в год оставлять телефон и полностью отключаться от работы. Пожить с бедуинами в пустыне, несколько недель провести в горном монастыре… Это не шутка, я «перезагружаюсь» именно так. После возвращения к работе эффективность возрастает кратно.
Можно работать и 36 часов подряд, но только когда это необходимо
Бывают ситуации, когда надо работать на пределе сил. Но не надо создавать такие ситуации искусственно. Большинство рабочих моментов должны идти в «штатном режиме». Тогда у вас хватит энергии, чтобы справиться с любой неожиданной ситуацией.
На практике слова Гурова верны.
PR-специалистам (как, в общем-то, и в любом деле) нужно вовремя сказать «нет».
Даже возможностям. Далеко не все из них «сработают». Пиарщику необходимо
концентрироваться на самом важном, отдавать и брать по максимуму. Подписываюсь
под тем, что «в текстах, которые вы создаете, надо понимать каждое слово».
Как филолог, часто сталкиваюсь с большим количеством терминов и трачу время на
поиск их значений. Даже небольшая расшифровка помогла бы лучше понять некоторые
тексты. Без этого пиар-кампания добьется противоположного эффекта.
Единственное, нельзя отказываться от сотрудников с принципами и
«этическими соображениями»! Это сфера, где перестраховаться не
смертельно. На мой взгляд, это как раз и есть то, в чём с ними нужно считаться,
разве нет?
Ахах, эти заповеди хороши для всех тех «восторженных», которые мечтают обязательно создать свое пиар или рекламное агентство. Рецепт успеха для них уж точно не 36 часов работы подряд, а скорее коворкинг, такие же амбициозные «таланты»-одногруппники в дримтим, «деловые» встречи в Кофемании, ну и т.д.
Мария, ну смотря какие ценности, иногда берешь инстаграм рядового сотрудника и ценности так и прут))
Вячеслав, согласна, двуличность в нашем обществе, к сожалению, имеет место. И, 100%-тно, на одном труде далеко вряд ли уедешь. Но некоторые «заповеди», мне кажется, начинающему пиарщику почему бы не взять на вооружение? Ведь всегда у любого человека впереди горизонта стоит позитивная модель, к реализации которой стоит стремиться, чтобы создавать что-то ценное.
некоторые вещи полезны, что-то давно уяснил из своей пиар-практики. но вообще я против того, чтобы агентство оставалось в тени, а пиарщик был «серым кардиналом». да, так было в прошлом. сейчас многое зависит от руководителя и его имиджа. он такая же известная персона, как и топ-менеджеры, его клиенты. их успех это, по большей части, успех пиарщика, например, в нише похожих продуктов.
Согласна с предыдущим оратором – пиар в идеале требует незаурядного интеллекта. Легко предлагать стандартные решения, а вот придумать что-то оригинальное… Поэтому понравилось, что Гуров знакомит своих клиентов между собой, это интересный ход.
Стараюсь стараюсь стараюсь)))
Короче! )))
Интересно, чем не угодили мфошки? И какие фирмы отказывались пиарить коллеги.
Тезисы хорошие, особенно про то, что себя надо также как клиента продвигать.
Но хотелось бы больше деталей 🙂