И чтец, и жнец: как пиарщику отстаивать свои рабочие границы
Пиар часто путают с SMM, маркетингом, организацией мероприятий и даже SEO-продвижением. Как результат — специалистам «навешивают» задачи, выходящие за рамки их компетенций и зоны ответственности. Как с этим справляться, в Pressfeed.Журнале рассказывает пиарщик с опытом больше 9 лет и основатель PR-агентства Gord Диана Поздеева.

Что такое PR сегодня?
Мой профессиональный путь в PR начался в 2012 году, когда я поступила на факультет журналистики СПбГУ на направление «Реклама и связи с общественностью». Однако, как и многие клиенты моего агентства, на протяжении четырех лет я не до конца понимала, что из себя представляет пиар в реальной жизни. Пока не начала работать в этой сфере в 2016 году.
В университете нам заумными формулировками объясняли теорию, учили копирайтингу, генерации творческих идей и навыкам публичных выступлений, но вопрос «Так что же такое этот PR?» постоянно витал в воздухе.
Работа с реальным бизнесом открыла мне глаза на то, как PR помогает формировать репутацию, делать бренд понятным для общественности и «найти место на карте» для бизнеса среди конкурентов. Я поняла, что моя работа заключается не в публикациях, а в умении донести смыслы и ценности, которые соответствуют целям бизнеса. В нашем случае результатом являются не мгновенные продажи, а перспектива долгосрочного роста бизнеса. Мы становимся настоящими стратегическими партнерами клиентов, и это осознание сильно меняет подход к работе и усиливает собственную ценность.
Почему нарушают рабочие границы пиарщиков?
За последнее время пиар эволюционировал от подготовки выходов в СМИ к роли полноценного партнера для бизнеса. Наши задачи часто пересекаются со смежными областями — SMM, маркетингом и другими. Мы организуем коллаборации, продюсируем съемки и взаимодействуем с разными отделами компаний. Однако это не означает, что на PR-команду можно «навесить» все задачи. Зачастую так происходит, когда начинающие пиарщики берутся за «все подряд» и при этом устанавливают цены на услуги ниже рыночных, чтобы удержать клиента.
Например, на первой работе мне давали самые разные задачи, в результате на качественный пиар не хватало времени: я верстала сайт в HTML, готовила корпоративные презентации, вела соцсети, делала фотосъемки и даже ездила за посылками. Получается, что обе стороны (пиар и клиент) не могут определиться, что входит в обязанности пиарщика.
Спустя несколько лет я поняла, что лучше начинать работать в агентстве и расти вместе с сильной командой, где всему научат и расскажут, как решать спорные ситуации.
Как справляться с нарушением рабочих границ?
Первое и самое важное правило, по моему опыту, — четко обговорить все моменты «на берегу». Не ждите, что клиент сам поймет, что входит в ваши задачи. Глубокий брифинг и детальное объяснение всех этапов работы помогут избежать недосказанности и нарушения границ.
На первой встрече расскажите, чем пиар отличается от SMM и маркетинга, и какие результаты от вашей работы можно ожидать. Подсветите то, как будет строиться ваше взаимодействие, что будет входить в пул задач, какую форму отчетности будете использовать и обязательно сверьтесь с бизнес-целями клиента.
Может оказаться так, что компания еще на «низком старте» и не готова к PR — это нужно узнать до начала работы и сразу же «перенаправить» клиента в сторону улучшения качества продукта, маркетинга или продаж.
Второе — фиксируйте все на бумаге. Записывайте ваши встречи, закрепляйте договоренности и обязательно берите предоплату. Прозрачность всех процессов и «включенность» клиента помогут избежать конфликтов: ведите отчетность в гугл-таблицах, приложениях, чатах или где вам и клиенту будет удобно. Помните, что к вам приходят как к эксперту, и ваша задача — дать понять, что вы все держите под контролем.
Третье — анализируйте. Если клиент уходит, или возникают недопонимания, не закрывайтесь в эмоциях, а задавайте себе вопрос: «Что можно улучшить»? Каждый опыт делает вас сильнее и помогает выявить слабые места в вашей работе.
Четвертое и самое важное — берегите свое эмоциональное состояние. Я не понаслышке знаю и много раз видела, как начинающие и опытные пиарщики выгорают после того, как перегружают себя задачами. Мы работаем в коммуникациях, это очень энергозатратная сфера — поэтому нам нужно уметь давать себе выдохнуть и посмотреть на происходящее как наблюдатель.
Выполняйте задачи с холодной головой, рассудительностью и железной уверенностью в своих силах. В этом может помочь терапия, работа с психологом — важно найти специалиста, который научит вас справляться со стрессовыми ситуациями, управлять своим фокусом и возвращаться к спокойствию. Не пренебрегайте этим пунктом, это важно, ведь по статистике, специалисты в сфере коммуникаций больше всего подвержены выгоранию.
Чек-лист: как пиарщику отстоять свои личные границы
Кратко перечислю основные пункты, которые помогут пиарщику отстоять свое право заниматься только пиаром:
- На первой встрече обговорите с клиентом пул своих задач.
- Зафиксируйте договоренности — на бумаге или в электронном виде.
- Сверяйтесь с клиентом, чтобы быть в контексте: созванивайтесь и присылайте отчеты о работе.
- Анализируйте результаты работы и находите точки роста.
- Сохраняйте холодную голову и берегите свое эмоциональное состояние.
Выводы
Работа с клиентами может быть эмоционально сложной. Неловкость, тревожность или злость — это нормальные реакции, особенно когда ваши границы нарушаются. Я сама сталкивалась с таким на старте карьеры, но с опытом приходит легкое отношение к таким ситуациям. Приходит осознание своей ценности и целостности как профессионала. Будьте уверены в своей экспертизе, общайтесь открыто и четко, отстаивайте свои рабочие границы и делайте свою работу качественно и сосредоточенно! Не забывайте, что каждая неприятная ситуация — это возможность для роста.
Комментарии