Как ловить тренды до того, как они станут мейнстримом: 4 способа
Внедрять тренды раньше конкурентов — золотая жила для любого бизнеса. Эксперты Silver Mercury и члены жюри премии SM Awards накануне старта нового сезона составили для Pressfeed.Журнала короткую инструкцию, которая поможет побеждать в этой гонке.

Процесс отслеживания, анализа и прогнозирования тенденций называется трендвотчинг. Тем, кто освоил это искусство, проще растить узнаваемость и зарабатывать деньги.
Скачать PDF-инструкцию «Где и как публиковать широкоохватные статьи бесплатно»Согласно данным исследовательской компании Kantar, главными маркетинговыми тенденциями 2026 года остаются ИИ, в том числе создание автономных ИИ-агентов и использование нейросетей в креативе. Еще в тренде будут авторский контент, маленькие радости, на которые потребители готовы даже брать кредиты, и инклюзивность. Компании, которые экспериментируют и вкладываются в розничную рекламу, по прогнозам аналитиков, также останутся в плюсе.

Все эти направления уже на слуху и не откроют перед вами голубой океан возможностей. Чтобы ловить тренды на старте роста, когда конкуренты о них даже не догадываются, попробуйте эти инструменты.
Улавливать ранние сигналы
Обычно тренд виден всем тогда, когда ловить его уже поздно, поэтому работать нужно с ранними сигналами. Поможет в этом в том числе так называемая насмотренность — следите за индустриальными СМИ и новыми медиа, которые постоянно делятся новостями компаний. Тогда вы сможете обнаружить тренд гораздо быстрее конкурентов.
Я отслеживаю слабые изменения поведения и повторяющиеся паттерны. Помогает наблюдение за нишевыми сообществами и еженедельный обзор разных сфер.
Это важно, потому что раннее обнаружение дает фору для разработки стратегии и выхода на рынок первым. Такие сигналы позволяют занять нишу до того, как ее переполнят конкуренты, и получить выгоду от всплеска интереса.
Показательный пример — недавний «розовый бум».
Сеть ресторанов «Вкусно и точка» завирусилась с розовым бургером Hello Kitty. Вскоре инициативу подхватила «Додо пицца» и сделала розовую пиццу, а вслед за этим в небольших локальных кафе стали появляться розовые коктейли, пончики и кофе. Обрела большую популярность и Hello Kitty. Сейчас этот тренд пошел на спад: в выигрыше оказались те, кто поймал первый сигнал.
Искать тренды на стыке индустрий
Самые сильные тренды рождаются не внутри отрасли, а на пересечениях, например, маркетинга и психологии, моды и ИИ, розницы и геймификации. Часто тренды перетекают из сферы в сферу, поэтому всегда стоит смотреть шире. Какие сейчас тренды в музыке? Что смотрят в кино? Обращайте на это внимание, и ловить тренды будет проще.
Например, этой осенью фильм «Сумерки» пережил вторую волну популярности. Бренды тут же подхватили эту волну, и мы увидели сумеречные рейвы, ночные кинопоказы, руки Эдварда на весах магазинов, пародии от блогеров и «Смешариков». К слову о «Смешариках», которые снова оказались в тренде. Игрушки, которые появились во «Вкусно и точка» в мае, стали настолько популярными, что их продавали за оверпрайс на «Авито». Пижамы и футболки с героями можно купить у известных брендов одежды. Кроме того, игрушки снова появятся в популярной сети фастфуда. Это хороший пример того, что тренды волнообразны и могут возвращаться спустя время.
Если ваша насмотренность подсказывает, что перед вами, возможно, новый тренд — попробуйте влиться. Но только в духе своего бренда, не повторяя за конкурентами.
Вкладываться в командную работу
Без слаженной командной работы заметить тренд невозможно. Когда в команде собраны люди с разным культурным бэкграундом, интересами и информационными полями, они способны замечать зарождающиеся сигналы. Это сочетание перспектив и дает бренду возможность реагировать быстрее рынка.
Хорошая идея — создать папку или чат, куда команда будет скидывать трендовый контент: рилсы, статьи, фото и исследования. Один человек физически не может охватить все источники информации и углы зрения. Разнородная команда действует как мощный коллективный радар, значительно повышающий шансы поймать перспективный тренд.
Один из показательных кейсов — реакция на мем «Умный человек в очках». Мем только начал набирать обороты в TikTok, когда контент-менеджер его заметила. Быстрая коммуникация внутри команды позволила выпустить реакцию за считанные часы — без бюджета, но с высоким охватом. В результате ролик репостнул Ян Топлес, что еще раз подтвердило: комбинация наблюдательности, скорости и командной синхронности — ключевой фактор успеха.
Быть на связи с потребителем
Из предыдущего пункта вытекает последний: если нарушена коммуникация с потребителем — быть в тренде не получится. Именно конечные потребители — главные драйверы и распространители трендов. Постоянный контакт с аудиторией позволяет не только уловить новую идею, но и сразу проверить ее актуальность и потенциал, избегая дорогостоящих ошибок.
Анализ отзывов на маркетплейсах, наблюдение за реакциями инфлюенсеров, чтение комментариев в соцсетях — все это позволяет ловить микроизменения в ожиданиях аудитории. Тренды чаще всего появляются не внутри индустрии, а у людей.
Чтобы органично влиться в тренд, нужно мыслить как ваш потребитель. Где у него болит? Что вызывает умиление или ностальгию? Что возвращает в детство? Ответив на эти вопросы, вы сможете быстрее подбирать тренды, которые попадут в сердечко клиентам.
Таким образом, успех в ловле трендов до их массового распространения зависит от системного наблюдения за слабыми сигналами, широкого кругозора, слаженной работы разнородной команды и глубокого понимания своей аудитории.








