Как Rusbase работает с экспертизой в своих публикациях
Главный редактор издания о технологиях и бизнесе Светлана Зыкова рассказала, в чем специфика работы Rusbase и как формируются требования к экспертам.
Я окончила факультет журналистики МГУ, но никогда не думала, что буду работать по специальности. Rusbase изменил мои планы — в 2015-ом году я пришла работать в издание на позицию UGC-редактора, а в 2016-ом стала главным редактором. Пять лет назад в редакции было всего пять человек! Я не могу привыкнуть к мысли, что сейчас нас 20, и это только те люди, которые работают у нас постоянно, а ведь ещt есть внештатные авторы.
Rusbase состоит из трех больших направлений. Медиа для предпринимателей Rb.ru — только одно из них. Мы также делаем ивенты и собственные премии, поддерживая наше комьюнити, и выступаем сервисом, который помогает стартапу привлечь инвестиции или получить грант и отслеживать все возможности на своем рынке.
Я отвечаю именно за направление медиа. Если вы хотите стать редактором в Rusbase, скорее всего, вы получите от меня тест и встретитесь со мной на собеседовании. А потом нам придется много работать вместе: согласовывать планы по вашему разделу и конкретные тексты, придумывать новые проекты, привлекать аудиторию на Rusbase. Можно сказать, что я операционный директор редакции — разбираюсь с текущими задачами, соотношу их с нашей стратегией, ищу в работе слабые места нахожу варианты, как их улучшить.
Написать текст для меня — по прежнему самая сложная задача. Я никогда не бываю довольна результатом и просто заставляю себя в какой-то момент остановиться в правках. А интереснее всего в работе, наверное, запуск новых направлений и проектов, когда с нуля можно сделать что-то масштабное.
Как работает редакция Rusbase
Наша редакция всегда совмещала офис и работу «из дома». У нас нет правила обязательного присутствия в офисе с 9 до 6, практически любой вопрос можем обсудить и решить виртуально. Часть редакции вообще работает не из Москвы: сейчас у нас есть в штате журналисты из Санкт-Петербурга, Калининграда, Казани.
Мы, наверное, самые преданные фанаты всевозможных сервисов для организации работы: у нас есть доски по проектам в Trello, рабочие чаты в Telegram и Slack. Редакция все время на связи, и «удалёнка» в ежедневных делах мало что поменяла. Ну, а московский офис уже открыт для всех и мы работаем в обычном режиме.
Мы выпускаем больше 20-ти единиц контента в день. Это новости, интервью, лонгриды, колонки и статьи других форматов.
Редакторы у нас отвечают не за конкретную тему, а за свой «формат»: новостники ищут новости, UGC-редакторы запрашивают и выпускают колонки от экспертов, корреспонденты проводят интервью, редактор «Технологий» работает с длинными материалами и интерактивными проектами по главной теме Rusbase.
Можно долго спорить о том, что важнее в работе редактора — знание конкретного рынка или выработанная методика по исследованию новой темы.
В таком подходе, как у нас — когда редакторы работают в рамках своего формата, — есть плюсы и минусы. С одной стороны, мы всегда ищем «универсальных» журналистов, которые готовы разобраться практически в любой теме — это сложно, на подготовку материалов требуется больше времени.
С другой стороны, мы почти не ограничены в тематиках и можем писать о любых рынках, собирать карты игроков по разным отраслям, интегрировать наш контент и мероприятия друг в друга. И это возможно без привлечения внешних редакторов на проекты.
Какие материалы попадают в Rusbase
В выборе тем основная проблема — это остановиться на чем-то одном. Для интервью и обзоров у нас есть огромный «бэклог» тематик, куда постоянно добавляются новые: темы и героев предлагают редакторы, корреспонденты; они находятся во время ивентов и чтения новостей.
Цель Rusbase — быть медиа, которое решает задачи предпринимателей. Для нас важно, чтобы материалы, которые мы выпускаем, были практически ценными. Чтобы предприниматель, который зашел на Rusbase, мог решить конкретный вопрос с помощью нашего материала. Поэтому любая тема, прежде чем пойти в работу, должна пережить «проверку на полезность».
Еще один критерий — актуальность темы для читателей «прямо сейчас». Это звучит очень абстрактно, но на деле значит, что мы следим за трендами в бизнесе, смотрим на отрасли, которые уже на подъеме или только начинают вызывать интерес у предпринимателей и инвесторов, и делаем акцент на них.
Мы любим работать комплексно: если берём рынок на изучение, по нему может выйти и карта игроков, и обзор, и интервью с ключевыми персонами. Так, в августе мы запускаем проект по теме цифровой трансформации компаний: будем больше рассказывать о том, как заработать с использованием технологий, как подготовиться к изменениям в компании и успешно их провести. Форматы в рамках проекта будут абсолютно разные, мы хотим раскрыть все возможности для трансформации бизнеса, стать проводником по рынку и вдохновить на изменения даже тех, кто еще к ним не подступался. Кульминацией станет премия для лидеров в цифре, о которой скоро тоже подробно расскажем. Уже сейчас компании могут заявить о себе на Rusbase и получить продвижение, став частью этой большой тематики.
Для компании самый простой способ оказаться на Rusbase — это написать авторскую колонку. Мы всегда рады материалам от экспертов, которые, как и наши редакционные статьи, будут решать одну из задач читателя-предпринимателя. В колонки на Rusbase нельзя попасть с пресс-релизом компании, теоретическим и неприменимым на практике материалом, описанием деятельности. Прежде чем принять статью, UGC-редактор проверяет экспертизу автора и актуальность текста, может направить правки, которые помогут автору доработать статью под формат Rusbase.
Компании часто публикуются в колонках, чтобы подчеркнуть свою экспертизу в отрасли, а еще это хороший способ привлечь внимание аудитории к своему продукту. Например, был случай, когда после публикации колонки эксперта онлайн-школа привлекла десятки регистраций на образовательную программу.
Для стартапов экспертная статья на страницах издания, одной из ведущих тематик которого всегда был венчурный рынок, может стать первым шагом к привлечению инвестиций. И такие случаи у нас были.
Другие способы — это участвовать с экспертизой в подготовке материалов и проектов, оставить комментарий, подать заявку на карту. Компании, которые организуют конкурсы или хакатоны, могут воспользоваться нашим разделом Chance, где собраны все возможности для предпринимателей и специалистов в области технологий: добавить программу в раздел и попасть в рассылку Chance.
Смотрите также:
Вниманию экспертов: как попасть в авторский пул «РБК Pro»
Как работаем с Pressfeed
Pressfeed я пользуюсь уже больше четырёх лет. В начале меня удивила вовлеченность экспертов и количество комментариев, которые приходят в ответ на запросы. Особенно при учете того, что иногда запросы были совсем узкопрофильные — и я ожидала, что комментариев вообще не будет.
На Pressfeed мы обычно ищем комментарии по конкретному вопросу. Это значит, что перед тем, как опубликовать запрос на сервисе, редактор уже поработал над материалом и знает, в каком виде нужен комментарий, какую часть статьи он может дополнить. Чем четче сформулирован вопрос, тем более качественные отклики мы получим. На запрос вроде «Нужны эксперты, которые использовали облачные технологии», скорее всего, ответов будет мало и они в итоге вообще не подойдут.
Больше всего сервис актуален для отделов UGC и технологий. Pressfeed используется для поиска как комментариев к редакционным материалам, так и расширенных мнений, которые могут выйти как самостоятельная статья в издании.
Редакторы UGC работают с авторскими материалами и выпускают подборки мнений по определенной теме. А значит, им важно постоянно искать экспертов, которые будут делиться бизнес-опытом у нас в издании, и быстро собирать комментарии к актуальным инфоподам.
Пример. Для тех, кто только начинает карьеру в технологиях, мы делали подборку о поиске работы без опыта: нужны были комментарии HR-специалистов. Запрос на Pressfeed помог быстро найти экспертов.
Редакторы раздела «Технологии» могут приходить с разными запросами: прокомментировать ситуацию, расширить материал экспертизой, подтвердить или опровергнуть какой-то факт. Для всех этих кейсов Pressfeed можно использовать.
Пример. При написании материала про особенности режима НПД автору Rusbase было важно найти профессиональных юристов, которые могут прокомментировать тонкости работы самозанятых. Сервис Pressfeed в этом помог: мы получили больше 20 комментариев по запросу.
Какую-то конкретную, большую «боль» для нас сервис не закрывает. Он скорее помогает в ежедневной рутине журналиста: облегчает доступ к спикерам, позволяет находить комментарии в фоновом режиме, работать «на входящие» даже в ситуациях, в которых обычно требуется постоянное вовлечение. А значит, освобождает рабочее время авторов и повышает эффективность работы редакции.
Каких комментариев ждет Rusbase
Качество материалов редакции сильно зависит от:
- возможности проконсультироваться с экспертами на этапе подготовки текста;
- комментариев в материале.
В первом случае автору необходимо хорошо разобраться в теме, по которой он пишет — и журналисты Rusbase часто обращаются к экспертам, которые объяснят процессы, поделятся своим взглядом на рынок или назовут основных игроков. Без таких консультаций глубокого, проработанного материала не получится.
Во втором случае журналист думает о читателях, которые должны получать проверенную информацию от экспертов рынка. Комментарий конкретного человека в материале всегда нужен, чтобы текст не казался перечислением голых фактов от лица журналиста. Комментарий — это самый простой способ сослаться в статье на источник данных.
Определенного регламента работы с Pressfeed у нас нет. Мы стараемся оперативно отвечать на комментарии внутри сервиса и всегда делимся ссылками на опубликованные материалы.
Если в комментарии мало фактуры, мы его не берем. Фактчекинг проводим перед публикацией, как в работе с любыми другими комментариями.
Часто эксперты, увидев запрос на комментарий на Pressfeed, начинают писать журналисту за уточнениями по всем каналам, могут прислать готовый комментарий вообще другому редактору, которого нашли на сайте, в итоге комментарий теряется.
Это плохо и для журналиста — так может потеряться зачастую действительно стоящий эксперт, и для эксперта — время на подготовку ответа потрачено впустую.
Видео-версия интервью: https://youtu.be/jAx_RMFApDo Очень интересный разговор аж на 2 часа. Много деталей, рекомендаций. Например, Светлана говорит, что новостники получают до 150 пиар-писем в день (с темами, предложениями, новостями). При этом весь RB выпускает всего порядка 20 материалов в день. Это к вопросу о конкуренции за внимание журналиста