Как устроена PR-служба интернет-магазина Ozon.ru
Поговорили с Марией Назамутдиновой, руководителем PR и внутренних коммуникаций из OZON.ru и OZON.travel, о секретах функционирования PR-отдела, о том, как, используя лишь соцсети, реализовать успешную премию, и, конечно же, о сотрудниках.
Как давно в Ozon существует PR-отдел?
У меня ощущение, что PR-отдел был в компании всегда. Мои предшественники – Михаил Осин и Михаил Ятковский многое сделали, чтобы это направление существовало в компании. Ранее PR-отдел был частью маркетинга, сейчас мы работаем самостоятельно.
Скачать PDF-инструкцию «Где и как публиковать широкоохватные статьи бесплатно»Какие функции исполняет PR-отдел компании Ozon?
Мы работаем со СМИ, генерируем новости, даем комментарии, спец-проекты. Занимаемся внутренними коммуникациями – проводим семинары, мастер-классы, как внешних, так и внутренних спикеров, устраиваем праздники, ведем эко-направление внутри компании, а в ближайшее время социальные сети также перейдут к нам.
Какова структура отдела и как она формировалась?
Штат отдела формируется, исходя из необходимости, а работой со СМИ занимаюсь только я, как для OZON.ru, так и для OZON.travel, привлекая агентства в помощь для проведения больших проектов, а во внутренних коммуникациях мне помогают – менеджер и администратор корпоративного портала.
Кто отвечает за найм сотрудников в отдел и как вы находите нужных людей? Какими они должны быть?
Все последние перемещения были сделаны внутри компании, никого из внешних кандидатов мы пока не привлекали. Из требований самое главное, чтобы люди были лояльны компании и верили в сам бизнес, без этого невозможно успешно работать. Дальше, конечно, идет желание самого сотрудника каждый день что-то улучшать в своей работе. Пожалуй, это самое главное. Опыт, знание рынка, контакты нарабатываются со временем.
Какими инструментами вы пользуетесь в работе?
Для продвижения маркетинг и мы используем все, и рекламу, на прошлой неделе стартовал наш ролик о подготовке к школе, в октябре выйдет еще один к новому году. Ивенты, как собственные, например, Книжная премия Рунета, так и участвуем в сторонних, в прошлые выходные продвигали мобильные продажи на фестивале BurdaFest-2015. И отношения со СМИ, и ряд онлайн-инструментов, начиная от рассылок, контекста, заканчивая партнерской программой.
Особняком стоят внутренние коммуникации – это рассылки, цифровой журнал, портал, из мероприятий – познавательные семинары на разные темы, от робототехники до эко-семинаров, корпоративные мероприятия, разрывающие шаблоны: начиная с Дня Патрика и Хэллоуина до дня рождения компании.
Вспомните свои самые интересные и яркие проекты, которые реализовал отдел?
Самый яркий проект последних лет – Книжная премия Рунета, премия, придуманная и реализованная полностью OZON.ru, где победителей выбирают пользователи Рунета, голосуя за любимых авторов и книги при помощи социальных сетей. Сначала идет пользовательское голосование, которое завершается подведением итогов и награждением победителей на праздничной церемонии. В этом году у премии первый юбилей – 5 лет, поэтому мы расширяем подход, включаем и другие категории в премию. Сегодня в продажах OZON.ru на книги приходится 26%, на электронику и бытовую технику — 27%, на товары для дома -15%, товары для детей – 12% и т.д., поэтому мы уже давно не книжный магазин, а настоящий мегамаркет с 4 000 000 в ассортименте.
И совсем недавно впервые открыли двери OZON.ru для наших клиентов. Пригласили наших постоянных клиентов на наш складской комплекс в Твери. Наши покупатели совсем не ожидали увидеть такой размах. Признались нам, что ожидали увидеть просто стеллажи, а не автоматизированные операции. Первый опыт прошел успешно, будем повторять.
Из внутренних мероприятий я бы отметила посадку леса. В рамках зеленого направления мы собираем батарейки, делимся хайфхаками, как уменьшить свой эко-след, проводим семинары для сотрудников и их детей. И наконец решились на посадку леса. Этой весной мы ездили в Калужскую область сажать дубовый лес, за пару часов засадили гектар. Коллегам очень понравилось, с одной стороны было что-то новое, с другой – приносящее пользу.
Как строится рабочий день в отделе? Есть ли жесткая дисциплина (контроль присутствия в офисе) или все работают по мере необходимости?
Формальный график работы существует, с 9 до 18. Но если мы готовим какой-то проект, коллеги и я готовы задерживаться, работать в выходные. Например, по субботам возим детей сотрудников на склад, чтобы показать, что такое онлайн-магазин изнутри. Или все вместе участвуем в одном из забегов, которых сейчас проводится очень много. Также это работает и в обратную сторону, если кому-то нужно отлучиться по делам, максимально иду на встречу.
Взаимодействие с другими отделами компании как происходит? Что думают о вас коллеги из других отделов?
Это лучше спросить у коллег. Хочется верить, что мы им помогаем. С одной стороны рассказываем о новостях компании широкому кругу людей, с другой стараемся делать жизнь сотрудников интереснее и познавательнее.
Наглядным примером для нас была оценка 9 из 10 баллов, которую нам поставили сотрудники за последнее проведенное корпоративное мероприятие. Это гордость для нас!
Как отдел измеряет свою эффективность?
Что касается нашего присутствия в СМИ, то это, прежде всего, количество упоминаний, а также тональность, а если говорить про внутренние – это посещаемость мероприятий и оценки и опросы по их итогам.
Что сотрудникам больше всего нравится в работе?
Думаю, что любому человеку важно видеть, как его идеи реализуются, реализацию своих идей мы видим.
Комментарии