Павел Федоров: «Лучший формат — это текст, в любой ситуации»
На вопросы читателей Pressfeed отвечает продакшен-директор «Палиндрома». Павел Федоров рассказал о том, как бизнесу разных размеров работать с контентом, каково будущее у подкастов, что происходит на рынке копирайтеров и редакторов и какой формат контента наиболее перспективен.
Расскажите, почему вы покинули «Лайфхакер»? Замечаю, что текучка в издании высокая, а редполитика за последние два года менялась несколько раз. С чем это связано?
Покинул «Лайфхакер», потому что появился «Палиндром». Это то, чем я хотел заниматься все свободное время. И в «Лайфхакере» я оставался только в подкастах примерно полгода, но потом и с ними мы закончили, потому что «Палиндром» занимал всё основное время.
Текучка в «Лайфхакере» не высокая. Скорее всего, вопрос связан с постоянно появляющимися вакансиями авторов, но нюанс в том, что «Лайфхакер» выпускает гигантскую кучу контента, и это кто-то должен делать. Там просто постоянно нужны авторы и редакторы – таков процесс, текучки там нет совершенно.
Что касается изменений редполитики за последние два года, я сомневаюсь, что она прям менялась, потому что, честно говоря, поменялся главред пару раз, но все они продолжали работу друг друга. Поэтому я и не уверен, что, правда, менялась редполитика.
Расскажите, пожалуйста, как запускали подкаст «Поредачим». Может ли он перерасти в видеоподкаст с приглашением гостей? Считаете ли этот формат успешным?
Ой, очень хороший вопрос, спасибо большое. Во-первых, забавно, но я записал первый выпуск подкаста «Поредачим», но так и не выпустил его незадолго до того, как появился Youtube-канал вДудь. После моего первого выпуска все сказали: «Ой, ты хочешь быть Дудём». Нет, я просто разговариваю с людьми, я не хочу быть Дудём.
Мне почему-то очень захотелось брать интервью и разговаривать с разными классными ребятами, в том числе для того, чтобы познакомиться с ними. Я записал один выпуск и понял, что не хочу расшифровывать его в текст. Вот вообще ни капли не хочу, ни секунды ни единой. Поэтому решил — почему не сделать подкаст? У меня много лет назад уже был подкаст, в нём было три выпуска. Тут этот формат опять набирал обороты, я хотел себя в чем-то интересном попробовать и завёл новый подкаст.
Подкаст «Поредачим» за почти пять лет существования очень сильно поменялся. И поэтому я пока не знаю, что с ним будет дальше. Может ли он перерасти в видеоподкаст с приглашением гостей? Да, но есть проблема. Я живу в Великом Новгороде, а гости мои живут в совершенно разных точках. Поэтому видео с приглашением гостей – да, если я смогу придумать, как сделать интересную картинку. С другой стороны, можно посмотреть, как делает Макс Ильяхов на своём Ютубе, и, возможно, попробовать так. Я уже занялся подготовкой картинки со своей стороны.
Считаю ли этот формат успешным? Скорее да, потому что я изначально запускал подкаст с мыслью, что буду делать что-то большое, а оказалось, что я делаю не большое, но очень нишевое, и эта штука вполне себе успешна. Чтобы вы понимали: первую рекламу в подкасте «Поредачим» я продал, по-моему, в третьем или четвёртом выпуске. Причём сразу на десять выпусков вперёд. Поэтому мне кажется это супер успешно, и в целом за нишевыми проектами будущее.
Считаете ли вы подкаст новым трендовым форматом, который будет еще набирать свою популярность?
Первый подкаст, в котором я участвовал, вышел в 2010 году. Это не новый формат. Трендовый — да. Будет набирать популярность – вероятно да. Но для того чтобы подкасты росли, нужно сделать несколько вещей, и в первую очередь как-то стандартизировать формат. Например, если вы хотите посмотреть видео, вы идёте на Ютуб. Если же вы хотите послушать подкаст, вы идёте куда? Непонятно. Поэтому у подкастов очень сложное продвижение, очень сложная дистрибуция, и это им довольно сильно мешает.
При этом я уверен, что сейчас пойдёт тренд на мобильное аудио, именно в таком формате. Например, мы в Палиндроме начали делать аудиоверсии статей в некоторых своих изданиях и планируем сделать это во всех остальных. Потому что это удобно.
Яркий пример аудиоверсии статей – это штука, которая называется «Подкаст Лайфхакера», прям вводите на любой подкаст-платформе «Подкаст Лайфхакера» и слушаете. Это аудиоверсии статей, и этот формат офигеть как заходит, очень круто. Планируем повторять и использовать это.
Как думаете, Телеграму наступает медленный конец?
Нет. Какие есть предпосылки? Никаких предпосылок я не вижу. Платформа прекрасно развивается. Павел Валерьевич начал браться, в том числе, за каналы. Когда появилась рекламная платформа, многие начали вопить, что: «Вот, не будет делиться доходами», одно-второе-третье. Но сам факт появления рекламной платформы показывает, что будущее-то у этого всего есть. На какое-то количество лет мы будем обеспечены развитием этой платформы.
Как запускали рекламу – отдельный вопрос, я его не берусь сейчас обсуждать, но в целом, круто, Телеграм – ван лав, подписывайтесь на мой канал.
Как, на ваш взгляд, пандемия повлияла на рынок труда копирайтеров? Привела ли она к росту цен на услуги авторов и редакторов?
Первое, что сделала пандемия с рынком контента, не только копирайтеров, — она увеличила количество удалёнки. И это прям благая вещь, потому что пару лет назад, до пандемии, было очень тяжело нанять автора на удалёнке, даже не автора, — редактора, или кого-то помощнее. Обычно это были люди, которые работали где-то в офисе. И когда они переходили на удалёнку, начиналось: «Вау, а как, а что, а где?». И у них были одни и те же симптомы выгорания постоянно.
С началом пандемии удалёнка стала повсеместной в диджитале, поэтому стало больше специалистов, которые не боятся работать по-новому. И, соответственно, больше компаний, которые ищут людей на удалёнке или хотя бы в гибридном формате. Это великое благое дело.
Привела ли она к росту цен на услуги авторов и редакторов? Скорее нет, чем да. Явно выросло количество запросов, но на цены, скорее всего, не очень повлияло.
Ты был «классическим редактором» в «Нетологии» (делал тексты для онлайн-медиа), ведешь Телеграм-канал, делаешь подкасты, ведешь эфиры, ты есть на Ютубе. Есть ли такое, что какой-то из этих форматов:
- больше нравится, «душа лежит», хочется им больше заниматься;
- кажется наиболее перспективным сегодня. Например, «самый огонь — телега» или «видосы», или «эфиры», или… Например по соотношению «затраченное время и результат»?
Я чувствую, что самое перспективное — это видео, но я никак не могу к нему подступиться, честно говоря. Я даже ТикТок своей собаки и котов подзабросил, потому что нужно снимать, нужно монтировать. Это со стороны кажется, что это постоял, покривлялся. Если тебе нужно регулярно вести тот же ТикТок, нужно, вообще-то ещё и монтировать, придумывать идеи для роликов, и вот это всё.
Вот я чувствую, что за видео будущее, но не могу ничего с этим пока придумать. Я пытался и пытаюсь до сих пор адаптировать пару идей под короткие подкасты с видеоверсией, чтобы можно было заливать в ТикТок в том числе, и даже оборудование себе купил на эту тему. Но пока не придумал.
Что мне больше нравится? Больше всего мне нравится, конечно, делать подкасты, потому что в них я могу выражать, что хочу, но при этом мне не нужно думать, как я выгляжу, и это занимает другой объём сил, в отличие от тех же текстов.
С точки зрения видео мне тяжеловато, потому что есть некоторые комплексы по поводу внешности. А с подкастами такого нет, несмотря на то, что в любом подкасте, где я появляюсь, всё равно появляется отзыв «уберите этого картавого». Я год занимался с логопедом — и всё ещё картавлю.
Почему еще не записал свой курс про что-нибудь? Ведь кажется все слагаемые потенциального успеха налицо. Глубокая экспертиза, успешные проекты, большая личная аудитория, которая за тобой следит. И при этом пишешь, снимаешь, записываешь много и хорошо. Кто же, если не ты?
Очень хороший вопрос. Всё просто — у меня явный синдром самозванца. Я не хочу сделать курс, который уже у кого-то есть и который что-то повторяет.
Я сначала думал, ну, мне нужно написать курс про то, как писать текстики. Потом думаю — а нафига? Вот зачем? Уже есть у Ильяхова и Сарычевой классный курс Главреда. Зачем мне переписывать это?
У меня есть пара идей для возможных курсов, причём специализированных, с упором на определённую сферу. Но, честно говоря, мне очень не хватает продюсера, так что, если вы это читаете и умеете продюсировать курсы – напишите, может быть мы с вами такой курс и запишем?
Дай несколько главных трендов в продвижении контентом на 2022 год. А чтобы точнее прицелиться, давай выделим таких типичных героев:
- Соло-предприниматель. Все делает сам, продвигает фактически себя, денег мало, разве что на небольшие выплаты фрилансерам и подрядчикам.
- Небольшой бизнес (20 — 100 человек). У компании есть кое какие ресурсы, люди. Не хватает маркетинговых компетенций, структуры. Но деньги на маркетинг тратятся ощутимые (платный трафик, соцсети, продуктовый маркетинг), и есть потребность делать его эффективнее.
- Солидная компания. Не обязательно гигант рынка, но уверенно работает, есть структура маркетинга, приличный бюджет. Хотят понять, как можно продвигаться эффективнее, открыть «новые территории» с помощью контента.
Я очень не люблю давать прогнозы и тренды, потому что в 2017-м, кажется, я дал прогноз, что через полгода рынок рекламы в Телеграме умрёт. Но он не умер. С тех пор я прогнозы не даю. Поэтому я сейчас расскажу, скорее, не тренды, а свои мысли по тому, как контент-маркетинг использовать разным компаниям.
Первое, соло-предприниматель. Если такой человек хочет заниматься контентом, то ему… Во-первых, ему не нужен какой-то свой сайт или своё медиа. Во-вторых, ему нужно идти на UGC-платформы с алгоритмами — Дзен, ТикТок, может быть, Инстаграм. И там просто много экспериментировать. У нас куча примеров предпринимателей, которые рассказывают о своём бизнесе, и это прекрасно работает.
В ТикТоке, как бы это странно не звучало, полно такого. И, кстати, это бредятина, что там только дети. Очень хорошие бизнес-блоги есть, поэтому подписывайтесь, пробуйте.
Второе, небольшой бизнес. Таким компаниям я бы в целом рекомендовал, во-первых, определиться, нужен ли им действительно контент, потому что это самый важный вопрос для тех, кто хочет заниматься контент-маркетингом.
Если нужны быстрые продажи, то проще идти в прямые продажи. Купить контекстной рекламы, может быть, у каких-то блогеров закупиться, не знаю, честно говоря, тут не силён. Если они хотят контент, то для них сделаны соцсети. Вот прям вообще идеально для них.
Так, третья часть, солидные компании. Вот этим ребятам уже стоит подумать о бренд-медиа, но именно, в первую очередь, подумать. Потому что если делать бренд-медиа потому что «кажется, надо» и «может быть, нам пригодится», или вот директор почитал «Код» и ему захотелось такой же – это плохая цель. А вот если вы разберётесь, то у вас может очень хорошо всё получиться.
Ну и в целом, для таких компаний очень хороша мультиканальность — можно пробовать, экспериментировать. У вас есть гораздо больше ресурсов, причём не обязательно денег, именно ресурсов, на то, чтобы проводить эксперименты.
Насколько плотно Телеграм-каналы завязаны на работе в «Палиндроме»? Как основная работа сказывается на контенте каналов? Какие люди приходят на такой контент и насколько возможно их взаимовыгодное сотрудничество с «Палиндромом»?
Всё просто. У меня в основном Телеграм-канале, который называется «Паша и его прокрастинация», то есть там моё имя прям в заголовке, есть коллектив авторов. Это ребята, которые пишут то, что им кажется важным. Поэтому моя основная работа сказывается только в плане кейсов, вот я увидел что-то, что произошло, пошёл написал об этом пост. Аналогично у ребят.
Естественно, большая часть моих авторов Телеграм-канала «Паша и его прокрастинация» работают в «Палиндроме». Но они работают в «Прокрастинации» не потому, что работают в «Палиндроме», а скорее наоборот. Они помогали мне создавать контент, а потом я нашёл им задачи и в «Палиндроме», и мы плодотворно вместе работаем. Поэтому вполне себе это шанс.
Какие люди приходят на такой контент? Это очень сложный вопрос, потому что я сейчас тихонечко меняю тематику канала и пока не готов на это просто ответить. У меня очередной эксперимент.
Сколько продлится хайп на бренд-медиа?
А пёс его знает. Давайте вместе посмотрим и засечем.
Круто, спасибо!