Подкаст «Дальше замысла». Выпуск 6. Что такое музыкальная журналистика
Как интересно писать тексты о музыке и почему не стоит рецензировать творчество друзей. Музыкальный журналист Николай Овчинников рассказал основателю Pressfeed Константину Бочарскому о том, зачем современному человеку музыка.
5 важных мыслей о музыке и работе журналиста от Николая Овчинникова
Мы в редакции Pressfeed.Журнала выбрали из интервью и расшифровали несколько классных инсайтов о работе в медиа и творчестве. Чтобы узнать больше о музыкальной журналистике, слушайте выпуск подкаста с Николаем Овчинниковым.
Кто такие музыкальные журналисты
Раньше бы я ответил, что это вот такие люди, которые много слушают музыки и ругают ее за деньги. Сейчас думаю, что это — люди, которые просто слушают много музыки и рассказывают о ней — в основном бесплатно, потому что профильных изданий практически не осталось, а живут они за достаточно мелкий прайс.
Музыкальная журналистика — это увлечение гиков, которые очень любят музыку, зачастую очень узкопрофильную, и адски хотят поделиться этим знанием с публикой. Это история про то, чтобы покопаться в чем-то совершенно неочевидном и выдать это человеку. Например, ребята из Makers of Siberia достают в том числе всякий сибирский андеграунд. Первая наша задача — поделиться своим любимым знанием с чуть более широкой аудиторией.
Задача вторая — каталогизировать знания для всех окружающих, для максимально большой аудитории. Люди на самом деле плохо разбираются в том, что происходит в музыкальном мире. Для них музыка — в первую очередь, фон, который они слушают в такси или на работе, любимые хиты, которые они готовы петь в караоке. Обычный человек тратит какой-то совсем небольшой процент своего времени на вдумчивое прослушивание музыки.
Поэтому у людей часто не складывается какая-то четкая картина мира, и им нужно ее разъяснить. Не рассказать: «Вот инди, а это — рок или фанк», а скорее показать их в историческом, общественном, политическом, социальном контексте. Объяснить, почему такие песни популярны, откуда они берутся, рассказать их истории.
О том, что важно не распылять ресурсы
Я думаю, что у человека ресурс все-таки ограничен: если ты работаешь, то работай в двух направлениях. Одно у тебя самое главное, второе — дополнительное. В какой-то момент для меня важнее игры, в другой — музыкальная журналистика. Это зависит исключительно от конкретного момента.
Вот сейчас, например, мы выпускаем очень большой, важный игровой проект, и я отдаю большую часть ресурса им. Что-то за пределами — это обычная жизнь: дать интервью для подкаста, попробовать поучаствовать в видеоблоге или сделать свой подкаст. Эти мелочи не стоит превращать в еще одну магистральную линию, потому что все-таки у человека ресурс ограничен. Распыляться на все — означает, делать все плохо.
Я обычно так советую людям, которые спрашивают про дистрибуцию контента. Вот человек приходит обычно и говорит: «Мы хотим делать подкаст или онлайн-выставку. Нас двое-трое человек. Мы хотим делать блоги запрещенных соцсетях, в Х (Twitter ), во «ВКонтакте», в Телеграм». Я говорю, что нельзя делать это везде — вы сделаете очень плохую дистрибуцию. Ограничьтесь двумя каналами потребления, двумя каналами распространения информации.
С внутренними ресурсами ситуация аналогичная. Ограничьтесь двумя любимыми делами, которыми вы готовы заниматься полностью.
О роли музыки в жизни человека
Музыка является, с одной стороны, сопровождающим для какой-то моей деятельности — мне проще с ней работать, концентрироваться. С другой стороны, музыка для меня это — вещь, которая помогает мне порождать самые сильные эмоции разного плана. Она помогает мне слить свою внутреннюю энергию, ярче проживать то, что я чувствую.
Наконец, она помогает развивать воображение. Например, я в детстве слушал музыку и представлял, каким же будет видео к этой песне. И таким образом я учился как-то визуализировать контент. В целом, это — интересное занятие, и я на досуге до сих пор так делаю. Это помогает развивать свою фантазию, выходить за пределы обычных паттернов.
Как музыка влияет на общество
Мне кажется, как любое творчество, музыка помогает развивать фантазию и эмоции — позволяет не зачерстветь. Для многих музыка — она становится дополнением к эмоциям. Люди всегда слушали песни, мелодии. Например, песни объединяют всю историю человечества — когда пели хором.
Были песни про оплакивание: панихиды, плакальщицы древние и так далее. То есть, это песни были в первую очередь для того, чтобы либо справиться с эмоциями негативными, либо объединиться с людьми по какому-либо признаку.
Функции у музыки остались примерно теми же. Мы слушаем грустную музыку, чтобы она дополнила наш негатив внутренний, и мы с ним справились. Слушаем расслабляющую музыку, чтобы она помогла нам справиться с тяжелыми переживаниями или тяжелыми событиями. Слушаем громкую стадионную музыку, чтобы хорошо подвигаться и объединиться с другими людьми.
Музыка — это коммуникация, объединение, решение эмоциональных проблем. Вот мы поэтому, собственно, ее и слушаем.
Как быть классным музыкальным журналистом
Во-первых, изучите объект своего исследования хотя бы три раза. У меня есть священное правило: послушать альбом три раза.
Обычно первый раз — это твое первое впечатление, которое записываешь себе в блокнот. Во второй раз ты уже не записываешь, а переформулируешь эти фразы. В третий раз ты слушаешь фоново, читая информацию про этот альбом.
Никогда не строй текст от тезиса, который ты хочешь защитить. Освободи себя немного от этого, может быть, ты придешь к более интересным выводам. Не нужно себя сразу нагружать дополнительными тезисами — мы все грешим этим.
Команда проекта «Дальше замысла» от студии Red Barn:
Ведущий — Константин Бочарский
Редактор — Юлия Зайкова
Продюсер — Александра Ярыш
Звукорежиссёр — Филипп Девяткин
Проджект-менеджер — Екатерина Невинных
Слушайте подкаст, где удобно:
сайт студии Red Barn
Подпишитесь на подкаст, чтобы не пропустить новые выпуски!
Комментарии