5 правил успешного стартапа глазами Леси Рябцевой
Леся Рябцева специально для Pressfeed сформулировала 5 правил успешного стартапа, с цитатами Ицхака Адизеса, подборкой публикаций, цифрами из медиалогии и статистикой соцсетей на примере своих проектов дЕбошь и Свалка.
Уже месяц я работаю в проекте Расфигачечная дЕбошь. Еще у нас есть добрый проект Свалка, но меня туда по понятным причинам не пускают.
Оба стартапа запустились год назад. На тот момент аналогов в России не было, а про подобные сервисы за рубежом основатели начали узнавать только после запуска, так как в случае с дЕбошем это был чисто творческий порыв без серьезной подготовки, изучения рынка и конкурентов. Сейчас проектов-клонов уже несколько, но почему-то никто из них ничего толкового и перспективного так и не сделал, а большинство барахолок и расфигачечных анти-квестов, которые существовали до нас сдулись и уходили в небытие ещё задолго до того, как их начали воспринимать всерьёз.
Поскольку я нахожусь внутри проекта дЕбошь, то могу красочно описать хотя бы этот кейс и раскрыть инсайдерскую инфу о том, как сделать деньги на хламе, или другими словами, как заработать на воздухе, а также как нахлобучить систему и заставить работать то, что работать не должно. Короче, буду сливать, пользуйтесь.
Итак, 5 правил успешного стартапа.
1. Гипермозг или супер-босс
Начнем с того, что любой проект начинается с его основателя. В нашем случае основателей трое: Ирина и Алексей Баринские и Дмитрий Уханов. Лучше, чем ребята из Forbes я о них не расскажу. От себя могу добавить, что таких горящих, сильных и действующих, то есть, тех, кто реально что-то делает, мало говорит и при этом имеет высокий коэффициент эффективности я давно не видела. Все они реализовались каждый на своем поприще, а в дЕбоше лишний раз доказывают, что нет ничего непреодолимого. Если верить в теорию Ицхака Адизеса (PAEI), в которой лично я уже давно убедилась, “во главе компании должен быть не супер-босс, а группа супер-боссов, каждый из которых отлично выполняет одну из четырех ролей и на нормальном уровне имеет представление об остальных”. Здесь ролей пока трое, и все они компенсируют слабые места другого. Там, где один лажает — второй подхватывает, там, где лажают оба первых — подхватывает третий и т.д. В итоге, каждый срабатывает буфером для других.
2. Креатив
Не важно, креатив относительно названия или же бренда, но он должен присутствовать, хоть в каком-то виде. В нашем случае оригинальное название сервиса “расфигачечная” стало именем нарицательными, а само название бренда “дЕбошь” — предметом вечных споров (прим.: “дебошь” пишется с мягким знаком на конце, потому что это глагол).
Мы сразу отошли от банальных и обезличенных названий типа “Комната гнева”, “Angry room” и т.д., но и не пытались перекреативить самих себя, как например, примером прекрасный провинциальный нейминг расфигачечная “Оторвиська”.
С брендом у дЕбошь тоже все вышло довольно нетривиально — ребята обратились к коллективному разуму. Придумав концепцию, они разместили конкурс на логотип и фирменный стиль на freelance.ru. Из 15 предложенных вариантов выбрали тот, что показался самым интересным. Со временем стиль немного модифицировался, но первоначальная концепция, цветовая гамма и стиль остались. Помимо прочего мы сделали несколько крутых фотосъемок с участием известных ребят (Илья Нодия, Ольга Кобзарь, Лена Зё), забрендировали сами комнаты для дЕбоша, придумали сувенирку и прикольные подарочные сертификаты, которые всамделишные молотки.
Один из самых смелых региональных проектов-клонов выложил у себя на сайте фотографии с изображением Алексея Баринского, одного из основателей дЕбоша, представив его своим клиентом.
3. Бизнес модель
При практически нулевых расходах, весь наш доход — это чистая прибыль. Потому что проект Дебошь — это часть экосистемы, которая была создана на базе проекта Свалка (сервис по вывозу и реализации ненужных вещей). В Дебошь отправляется абсолютный неликвид, то есть, по сути, расфигачечная перерабатывает то, что нельзя продать или починить. Нам не приходится демпинговать, как это делают наши конкуренты-клоны, нам не нужно закупать вещи на онлайн-барахолках, при этом не окупая затраты на основные статьи расходов: аренда, зарплаты, вещи для битья, реклама.
Лишний раз подтверждаю, что если уж красть идею, то полностью изучив бизнес-модель конкурента, а если придумывать заново, то так, чтобы думать не только о доходе, но и о тратах.
4. Реклама и продвижение
На старте дЕбошь (и Свалка) не тратил ни копейки на рекламу и продвижение, основной силой послужил социальный капитал и личные связи. Ребята сделали крутой старт (пост с видео о запуске проекта на личной странице основателя сервиса Ирины Баринской собрал более 35 тысяч просмотров), провели серьезную работу с журналистами (в первый месяц работы о проекте говорили все ведущие российские и зарубежные СМИ), работали с блогерами и лидерами мнений за контент (предоставляли комнаты под съемки, получая органический охват).
Также мы генерим неоднозначный, оригинальный контент как для своих каналов, так и для сторонних площадок. Каждый наш пост — это не впаривание услуг, а продвижение концепции и идеологии проекта. Надо признаться, мы любим приуроченный к инфоповодам треш и угар.
Если честно, сейчас мы тоже почти не тратим ни копейки на рекламу, а самым дорогим приобретением проекта стала я 🙂 Основной поток промо делается по принципу партизанинга (спасибо моему умению влазить без мыла), бартеру (спасибо миру за таких же безумцев, как и мы) и кросспостингу.
Сервис
Одно дело красивая картинка, другое — толковый сервис. Мы сильно заморачиваемся не только с внешним промо, но и с атрибутикой, чтобы клиентам было дйствительно интересно и необычно. Много экспериментируем с обстановкой, с развлечениями, с оружием, с костюмами. Те, кто был в нашей дЕбошь-приемной, по достоинству оценили порноскоп, хардкор оформление и спуск в комнату по шесту. Мы создаем такое помещение, чтобы в нем хотелось и крушить/ломать/дестроить, и сделать пару захэштеганных фоток, и не экономим на обстановке и оснащении комнат. Например, наш клон в Екатеринбурге предлагает клиентам разбить об бетонную стену пару чашек за 300 рэ. ну и мы предлагаем качественный клиентский сервис: наш телефон, к сожалению, работает круглосуточно, да и сам дЕбошь мы можем провести в любое время.
Вместо заключения
Этот абзац нужно было бы вынести отдельным пунктом, но тогда название будет не столь лаконичным.
Сама идея расфигачечной ничего не стоит. Основателей проекта многие пугали тем, что вот сейчас начнут копировать, и все, наступит смерть. Чтобы реализовать идею, даже просто скопировать существующий бизнес, нужны а) мозги б) команда в) креатив, а в случае с Дебошь ещё и г) безумие и бесстрашие. Когда я рассказываю друзьям о проекте, то первая же фраза: it’s so you (вольный перевод для тех, кто не в теме “это такая ты”), то есть они понимают, что я и дЕбошь не отличны друг от друга. То же можно сказать и про остальных членов команды. Все мы части единого целого, без нашей общей харизмы этого проекта просто не существовало бы. дЕбошь — это наш маленький мир, мы не играем, не прикидываемся, мы в нем и им живем. Да что там говорить, мы берем деньги с журналистов за то, чтобы они сделали о нас материал, потому что если и быть хулиганов, то до последнего, до мозга костей.
И мы будем только рады, если появится хотя бы один интересный конкурент, с которым мы сможем схлестнуться в равном бою за каждого клиента.
А пока мы будем классными и искренними в одиночку.
Комментарии