7 историй о воровстве контента и защите авторских прав
Как же это обидно, когда результаты твоего труда нагло копируют. Особенно если ворованный материал получает больше внимания аудитории, чем оригинал. В Pressfeed.Журнале собрали непридуманные истории о посягательствах на авторское право и борьбе за справедливость.

Многие авторы сталкиваются с воровством их контента, но иногда наглость злоумышленников переходит все границы. Статьи из нашего Pressfeed.Журнала постоянно кто-то «заимствует». Обычно достаточно предупреждения, чтобы плагиат удалили. Однако некоторые реагируют только на решение суда.
Так, команда агентства PRslon без разрешения перепечатывала наши материалы, размещала их в своем блоге на VC.ru и была уверена, что это нормально: «что вы нам сделаете». Мы пошли в суд, добились удаления статей и получили денежную компенсацию. Подробнее об этом деле рассказываем в статье «История о том, как PR-агентство PRslon «украло» наши статьи, а мы пошли в суд и защитили авторские права».
Мы знаем, что не одиноки в постоянной борьбе за авторский контент. В этой подборке привели истории коллег о плагиате и методах борьбы с воришками. Пусть они вдохновят вас бороться за свои права, несмотря на сложности.
Все комментарии ниже мы собрали в сервисе Pressfeed. Запросы здесь размещают корпоративные и отраслевые медиа, а также крупные федеральные СМИ. Всего больше 6 000 изданий, в том числе РБК, «Комсомольская правда», «Коммерсантъ». Отвечать на них можете и вы, достаточно зарегистрироваться.
Как веб-агентство, мы не раз сталкивались с плагиатом контента на примере наших клиентов. Самый первый случай произошел примерно в 2010 году. Мы занимались продвижением сайта крупной компании по приему металлолома в Санкт-Петербурге и вывели его в лидеры по всем ключевым показателям.
Когда сайт исчез из списка выдачи Яндекса, мы не сразу обеспокоились — иногда такое бывает. Но прошел день, неделя, позиции не улучшались.
Применив стандартные SEO-инструменты, обнаружили, что разработанный нами сайт использовала иногородняя компания с аналогичным профилем деятельности. То есть просто скопировала и разместила под своим доменом, указав другие контакты и реквизиты.
Тогда мы решили проблему посредством замены контента, благо сайт был не сильно большой. Переписали и залили все тексты, разместили ключи, подкрутили настройки. И в течение месяца восстановили позиции сайта клиента.
Был еще один случай с «копипастом», но умысел был уже в другом. Наш клиент — интернет-магазин промышленного оборудования — вдруг стал получать претензии от псевдопокупателей: «Мол, заказ мы оплатили, а поставок нет».
Выяснилось, что мошенники создали клон сайта с похожим именем, но намеренно допустили расхождение на один символ. Естественно, деньги они принимали на другие реквизиты. Можно сказать, это была фишинговая атака на нашего клиента.
Какие меры мы стали предпринимать в таких ситуациях? Довольно долго пользовались сервисом Яндекс Вебмастер, а именно инструментом «Оригинальные тексты», созданным специально для борьбы с плагиатом в сети. По инструкции сначала происходит загрузка текстов на сервис, а уже потом на сайт. Тем самым мы как бы заявляли о своем статусе первоисточника. Сейчас этот функционал упразднен, так как показал невысокую эффективность.
Когда клиенты просили защитить фото и текстовый контент, мы применяли специальный скрипт, блокирующий копирование текста и сохранение картинок. Использовали и другой скрипт — он позволяет скопировать выделенный фрагмент, но внутри кода прописывает скрытую ссылку на источник. Часто, анализируя Яндекс Метрику, мы видели, что на сайт нашего клиента переходят с каких-то странных ресурсов. Заходили и обнаруживали там свой контент.
Хочу сказать, что во всех описанных случаях мы не занимались поиском виновных лиц, так называемых плагиатчиков. Экономили время клиента: сообщали ему о факте коммерческого нарушения, старались как можно быстрее устранить техническую проблему и наладить бизнес-процессы. В правовом поле этот вопрос решали уже сами заказчики.
Воровство контента в интернет-рекламе — постоянная проблема. В него вложено много сил, а своровавший контент человек ничего не вкладывает, но получает тот же или около того результат.
В случае нарушения авторских прав мы и наши клиенты чаще всего пишем на хостинг, это самый простой вариант. Хостинг пишет письмо собственнику, и это помогает.
Больше действенных способов нет или практически нет.
Как находить заимствованный контент? Поиск по картинкам дает самый быстрый результат. Когда у нас украли изображения, и хостер не отреагировал, мы перезалили картинки с текстом «МАТ, МАТ, МАТ картинка» и он отобразился на сайте у всех, кто их парсил.
Важно понимать, что бизнес часто не знает, что ворую подрядчики. Однажды наш лендинг скопировали один в один, изменив только номера телефонов и логотип. Мы позвонили в компанию и рассказали им об этом. Через день они отключили сайт и пошли разбираться с подрядчиком.
Когда ты ежедневно создаешь визуальный контент — будь то редизайн интерьера, преображение мебели или просто короткие ролики из личного опыта — ты довольно быстро сталкиваешься с одной неприятной реальностью: твой контент начинают воровать. Без спроса. Без ссылок. Без зазрения совести.
В моей практике это происходит регулярно. Стоит ролику набрать хотя бы 300–500 тысяч просмотров (а у некоторых моих видео счет идет на миллионы), как его тут же начинают растаскивать по пабликам. Самое обидное — это даже не воровство в рамках «просто разместили». Иногда мои видео используют для рекламы чужих услуг или телеграм-каналов, и это уже совсем другая история.
Как я узнаю, что мои видео воруют? Чаще всего от подписчиков. Мне присылают ссылки: «Смотри, это же твоя кухня!», «Алина, они рекламируют свой канал твоим видео». И правда — видео с редизайном моей кухни, которое собрало 5,2 миллиона просмотров, оказалось в Telegram-паблике с рекламой, но без указания авторства.

Я написала владельцу паблика — вежливо, но жестко. Объяснила, что это нарушение, и что рекламодатель, скорее всего, даже не знает, что его канал рекламируют с помощью украденного контента. Через несколько часов реклама была удалена, а мне написали извинения и сообщили, что сотрудничество с недобросовестными подрядчиками прекращено.
К сожалению, жалобы через ВКонтакте или Telegram почти не работают. Если ты не обладатель зарегистрированного товарного знака или патента, рассчитывать на быструю реакцию сложно. Уведомления рассматривают долго, а результат — чаще всего нулевой. Единственное, что хоть как-то срабатывает — это прямое обращение к владельцам пабликов. В некоторых случаях я ставлю ультиматум: либо указывайте авторство, либо удаляйте видео. И то ответ приходит далеко не всегда.
В этом году я впервые почувствовала, что площадки начинают замечать авторов и реально пытаются защитить оригинальный контент. Во ВКонтакте с 14 мая 2025 года вступают в силу новые правила партнерской программы. В ней теперь смогут участвовать только паблики с оригинальным и качественным контентом. А это значит, что типичный «перезалив» — формат, на котором многие жили годами, — официально выходит из игры.
Для нас, авторов, это хорошая новость. Алгоритмы все чаще становятся на сторону тех, кто создает, а не копирует. Для рекламодателей — это возможность работать с честными источниками. А для «копипастеров» — повод либо переобуться, либо уйти в тень.
У меня был кейс, когда мое видео использовали для рекламы услуг по ремонту на Авито. Видео взяли без спроса, указали, что это их работа. Я обратилась в поддержку Авито — реакции не было. Только после долгой переписки с владельцем объявления и угрозой досудебной претензии контент был удален.
Что делаю сейчас:
- добавляю водяные знаки и логотипы на видео;
- стараюсь публиковать контент одновременно в нескольких соцсетях, чтобы сложнее было указать чужое авторство;
- если вижу использование видео в коммерческих целях, реагирую жестко и фиксирую все доказательства;
- призываю подписчиков сообщать о краже — это самый быстрый способ отследить проблему.
Контент — это же не просто видео или фото. Это твой труд, идеи, время. И да, мы пока живем в эпоху, когда за это еще не везде умеют благодарить. Но я верю, что культура уважения к авторству будет расти — и с ней появятся новые инструменты защиты.
Я много трудилась, чтобы создать свой авторский уникальный стиль, начиная с художественного образования и десятков и сотен часов нарабатывания скиллов в рисовании, заканчивая «пробиванием головой» закрытых дверей тату-салонов в поисках учителя. Это сейчас множество тату-школ с практикой на искусственной коже, а 13 лет назад, когда я начала свой путь в индустрии тату, привилегию обучаться надо было заслужить. Я мыла полы в салоне, ассистировала мастерам и стала работать администратором, чтобы познать мастерство.
Еще до того, как взять в руки тату-машинку, я рисовала эскизы и выставляла их в соцсети на своих страницах. И появился плагиат — очень много татуировок по моим рисункам. Чувства у меня, как у совсем зеленого татуировщика, были смешанные. С одной стороны, это признание, с другой — безумно возмущало, что я делаю индивидуальные эскизы, а их штампуют пачками.
Тогда мой наставник сказал: «сохраняй все эти копии, для чего-нибудь да пригодятся».
Дальше — больше. На различных маркетплейсах, в том числе за пределами РФ, стали появляться наклейки, брелки и даже формы для выпечки, повторяющие мои татуировки.
Когда меня несколько подписчиков поблагодарили за то, что я наконец-то сделала наклейки, я окончательно разозлилась и написала производителю досудебную претензию, составленную вместе с адвокатом. В целом такой метод помогает убрать товар у конкретного продавца.
Татуировщиков можно разделить на два лагеря: художники и ремесленники. Художники создают свой узнаваемый стиль, стоят дороже и принимают участие в тату-фестивалях. Ремесленники же больше про быстрый заработок количеством, а не качеством, они любят брать готовые картинки из интернета.
Законодательно никто не защищен от воровства контента татуировщиками, т. к. для суда нужно сделать контрольную закупку, получить товар (в нашем случае татуировку) и чек (недобросовестные тату-ремесленники берут оплату только наличными и не то, что не имеют кассового аппарата, а работают и вовсе на дому). Не можешь противостоять — высмеивай.
Благодаря тому, что у меня много клиентов и поклонников, мне не приходится самой искать недобросовестных тату-ремесленников. Однажды я закинула в соцсети несколько некрасивых копий, и подписчики стали присылать свои находки.
Еще история. В подарок подруге на день рождения я нарисовала портрет, изобразив ее в образе сексапильной монашки. Рисунок не задумывался как татуировка, но теперь ее портрет набит у нескольких людей. Другая моя подруга в раздевалке спортзала увидела эту же монашку на ноге у девушки, третья, которая готовилась к свадьбе и присматривала фотографа, прислала мне портфолио, где у невесты на ноге красовался тот самый портрет.
В моей «копилке» уже свыше 300 копий. Когда обнаруживается новая, я вступаю с мастером в диалог, стараюсь спокойно донести, что ценность татуировки в ее индивидуальности. Сейчас я знаю достаточно татуировщиков, которые поняли свою ошибку и стали работать над собственным стилем.
Воровство контента — это распространенная история в соцсетях. Кто-то берет идеи и перерабатывает под себя, а кто-то копирует полностью, даже не меняя фотографии.
Хочу поделиться историей нашей учительницы. Галина — массажист. У нее есть свой кабинет, ведет сообщество и там выкладывает контент и истории своих клиентов. Также она работала в салоне как наемный специалист. Владелица салона стала брать ее посты и размещать в своих соцсетях. Аргументируя, что Галина — ее сотрудник, но посты в сообществе Галины не имели к салону никакого отношения. Что сделали:
- Написали жалобу в ВК. Не помогло.
- Добавили в черный список. Не помогло, владелица стала заходить с чужой страницы.
- Помогло обращение к юристу, консультация по авторскому праву. В итоге Галина объяснила работодателю, что контент является ее собственностью и использование и размещение без ее согласия повлечет обращение в суд и штрафы. На этом, правда, их взаимодействие закончилось, но свои посты Галина отстояла!
Конкуренты и работающие в одной сфере компании так или иначе следят за деятельностью друг друга, в том числе в социальных сетях и СМИ. Иногда при таком мониторинге можно обнаружить, что твой контент кто-то заимствует и выдает за свой. Несколько лет назад сталкивалась с ситуациями, когда текстовый и фото контент моих проектов публиковался на сайтах и в соцсетях других компаний. В некоторых случаях это было настолько откровенное копирование, что в текстах оставались контактные данные и название компании, у которой заимствовали контент. Или не убирались водяные знаки с фото.
Во всех случаях я делала запросы напрямую в эти компании — на официальные электронные почты или по телефону. В каких-то случаях фирмы без обратной связи почистили свои соцсети. Директор одной из компаний сам вышел на связь и принес извинения. Рассказал, что нанял SMM-специалиста по рекомендации близких, полностью ему доверял, особо работу не проверял. И был неприятно удивлен, когда сотрудники переслали ему мое письмо со скринами. С SMM-щиком расстался, а с нашей компанией подружился — мы даже сделали несколько успешных мероприятий.
Сейчас благодаря развитию различных сервисов и ИИ, во многих сферах стало проще создавать контент или хотя бы немного уникализировать чужой. Но по-прежнему часто повторяют идеи. У моих медицинских проектов часто заимствуют формулировки объяснений сложных терминов и процессов простыми словами. В целом, когда я вижу, что кто-то слишком активно и очевидно вдохновляется контентом моих проектов, воспринимаю это как сигнал к тому, что пора собраться с командой для поиска новых идей.
Мой личный опыт борьбы с плагиатом начался несколько лет назад, когда я нашел свою статью в одном из малоизвестных онлайн-изданий без ссылки на первоисточник. Это было не просто копирование — текст был слегка перефразирован, чтобы создать видимость оригинальности.
Обнаружить воровство контента мне помогли специальные инструменты для проверки уникальности текстов. Одним из первых сигналов стало появление странных ссылок в результатах поиска по ключевым фразам из моих статей. Дальнейшее расследование с помощью сервисов антиплагиата подтвердило мои опасения — текст был скопирован практически полностью.
Я начал с отправки DMCA-заявлений хостинг-провайдерам и владельцам сайтов. В большинстве случаев это привело к быстрому удалению нарушающих авторские права материалов. Однако некоторые нарушители оказались более хитрыми — они просто меняли домен или слегка меняли текст.
В процессе борьбы с плагиатом я разработал несколько эффективных стратегий защиты:
- Регулярное архивирование контента через специальные сервисы, создающие временную метку публикации.
- Использование уникальных водяных знаков в изображениях.
- Размещение намеренно внесенных ошибок, которые легко обнаружить при копировании.
- Создание специальных «ловушек» для плагиаторов — фраз или абзацев, которые можно легко отследить.
- Активное использование социальных сетей для продвижения оригинального контента.
Комментарии