9 технологий, которые меняют креативные индустрии
Какие технологии изменят и уже меняют креативный бизнес? Какие барьеры затрудняют внедрение новых инструментов? Что произойдет с рынком труда, кому готовиться на выход, а кому — осваивать новые профессии, и какие? В Pressfeed.Журнале разбираемся с генеральным директором агентства Comunica Михаилом Умаровым.

Какие технологии меняют креативные индустрии
Технологии постоянно развиваются, и креативные специалисты не могут этот факт игнорировать. В новых решениях кроется безграничный потенциал для вовлечения аудитории, создания новых форматов и расширения охвата. Вот какие технологии уже сейчас становятся драйверами роста.
1. Скорость мобильного интернета
Важный тренд, напрямую вроде бы не связанный с креативными технологиями. В Китае впервые в мире запустили связь 10G, пока в тестовом режиме, но это ненадолго. В ходе испытаний скорость достигла 1000 Мбит/с. Это значит, что загрузка фильма 8K размером 90 гигабайт теперь занимает несколько секунд.
Связь 10G закладывает основу для трансляции любого тяжелого и сложного контента. А раз есть канал, потребность в таком контенте (не просто видео, а AR, VR, MR, дипфейк и т. д.) вырастет кратно, а, значит, креативная индустрия должна будет его производить, сместив фокус с текстов, картинок и стандартного видео.
2. Генеративные нейросети
GPT и Midjourney уже стали полноценными соавторами в проектах. Это не просто инструменты — это участники творческого процесса, которые позволяют создавать десятки идей за минуты.
Они не заменят копирайтеров, дизайнеров, стратегов, контент-продюсеров, но уже трансформируют процесс работы. Вскоре устранят (в идеале) рутину, внесут больше системности, оставят людям больше места для творчества и клиентского сервиса (который машина пока не заменит).
3. 3D-печать
Аддитивные технологии — это тихая революция в визуальном и предметном дизайне. Раньше, чтобы увидеть, как будет выглядеть твой арт-объект или продукт, надо было месяц ждать прототип. Теперь — сутки, и ты уже держишь его в руках.
Революцию устроят те технологии, которые снимут барьеры между идеей и воплощением. В том числе это нейросети, AR/VR, технологии нейромаркетинга.
4. Большие данные
Про них говорят уже давно, но данные от этого не перестают быть в тренде. Алгоритмы все лучше понимают клиентов, посетителей, пациентов, пассажиров. Это значит, что появляется больше возможностей предложить им персональный продукт, решение, услугу.
Коммуникационному и креативному бизнесу данные дают возможность построить свои идеи на качественной аналитической базе и вокруг реальных потребительских инсайтов.
5. Нейроинтерфейсы
В перспективе в креативной сфере также найдут применение бионические инструменты взаимодействия с цифровой средой.
Это устройства, позволяющие управлять компьютером или творческой средой «силой мысли» — с помощью считывания мозговой активности. Например, для создания музыки или визуальных эффектов с помощью мысленных импульсов.
- Глазные трекеры (eye-tracking). Технологии, которые позволяют управлять интерфейсами или гаджетами взглядом. Уже применяются в некоторых исследованиях, цифровом искусстве, UX-дизайне и инклюзивных продуктах.
- Тактильные перчатки и контроллеры с обратной связью. Используются в AR/VR и позволяют чувствовать текстуры объектов в виртуальной среде. Это важно, например, для дизайнеров интерьера или модельеров, работающих в цифровой моде.
- Экзоскелеты и датчики движения. Применяют в перформансах, интерактивном искусстве — когда движение тела напрямую преобразуется в визуальный или аудиоконтент.
- Импланты или носимые интерфейсы (wearables). Биоинтеграционные технологии считывают эмоциональные или физиологические параметры и отражают их в цифровом контенте. Например, арт-объект реагирует на пульс или настроение автора.
6. Цифровая мода и цифровое искусство
Цифровая мода и цифровое искусство — уже не экзотика, а рынок. Молодежь все больше погружена в цифровую среду, а, значит, и самовыражается там же. Зачем покупать дорогие кроссовки в офлайне, если их не видят твои подписчики в метавселенной?
Искусство становится интерактивным, интегрированным в цифровые среды, завязанным на пользовательском опыте. Чем больше технологий в жизни — тем выше спрос на контент, который объясняет, чувствует, транслирует эмоции. Это и есть работа цифровых художников и дизайнеров новой эпохи.
7. Инструменты
Сервисы вроде Supa и Teamly — базовый инструментарий креативной экономики. Все устройства, программные интерфейсы, автоматизирующие рабочие процессы (как по созданию контента, так и по управлению проектами) и помогающие найти клиента, будут ускорителями роста.
8. Дополненная и смешанная реальность
Когда ты можешь «примерить» продукт в своей комнате или оживить арт-объект на стене — это не магия, а будущее (а часто – уже и настоящее) маркетинговых коммуникаций. Особенно технология приглянулась в сфере электронной торговли.
9. Метавселенные
Метавселенные пока только начинают влиять на индустрию. Как экосистемы для творчества, особенно в образовательных и культурных проектах, они будут расти. Сейчас кампании в метавселенных становятся креативными инфоповодами, которые охотно распространяют СМИ. Дальше — больше.
Барьеры в развитии креативных индустрий
Три главные проблемы в развитии креативных индустрий — нехватка кадров, избыточное регулирование и страх.
Во-первых, индустрия катастрофически не успевает готовить специалистов с цифровыми и креативными компетенциями. Учебные заведения, онлайн-школы учат по программам и методичкам 2010 года, а рынок уже в 2030-м.
Во-вторых, предприниматели в креативной среде сталкиваются с существенным ужесточением регуляторной деятельности. Например, с введением маркировки всей интернет-рекламы (ОРД), дополнительными трехпроцентными отчислениями со всех рекламных сетевых размещений, запретом на работу в запрещенных сетях и другими инициативами последнего времени.
Третье — страх специалистов и управленцев перед технологиями. Дизайнеры и копирайтеры боятся, что потеряют работу, а их навыки станут невостребованными. Управленцы, которые не смогут адаптировать свои компании, команды, рабочие процессы к новым условиям, проиграют в конкурентной борьбе.
Потенциально ИИ несет угрозу для младших специалистов, делающих самую рутинную работу. Теперь простые картинки или типовые тексты может делать алгоритм.
С другой стороны, кто-то должен поставить задачу алгоритму, проконтролировать ее выполнение, довести полученный продукт до готовности.
Для специалистов ИИ, напротив, может стать хорошим помощником, инструментом для увеличения эффективности и качества.
Влияние технологий на рынок труда в креативном бизнесе
Креативная индустрия ищет новых гибридов. Это не просто дизайнер или программист. Это может быть дизайнер, который «кодит» или пишет промты. Художник, который работает с нейросетями и приложениями для анимации. Проджект, который разбирается в метавселенных.
Растет спрос на разработчиков AI-решений, визуализаторов и анализаторов данных, motion-дизайнеров, продюсеров цифрового контента, которые умеют мыслить как сценаристы, но работать как дата-аналитики.
Для сегодняшних копирайтеров, продюсеров, дизайнеров новые технологии также станут гигиеническим минимумом. Проще говоря, те, кто не будет владеть новыми инструментами, проиграют на рынке труда.
Проблема с подготовкой кадров очевидна. Старые программы не успевают за новым миром. Единственный способ — образование через практику, через акселераторы, стартапы, стажировки, реальные проекты.
А привлечь таких людей можно только одним — интересной задачей. Деньги важны, но поколение новых креаторов хочет быть причастным к будущему. Предложи им сделать невозможное — и они с тобой.
норм