Задача: Как выстроить маркетинговое и PR сопровождение IT-стартапа на краудфандинге
Pressfeed предлагает читателям и экспертам принять участие в решении реального бизнес-кейса. IT-стартап из области food-tech готовится выйти на рынок через краудфандинг. Как бизнесу подойти к созданию маркетинговой стратегии развития?
Я ресторатор, а сейчас участвую в создании нового проекта из ИТ сферы. Меня привлек на проект в качестве консультанта мой одноклассник, Юрий Ильин.
Еще в 2018 году Юра обратился ко мне с просьбой проконсультировать его по новому проекту, связанному как раз с моей сферой деятельности — ресторанным бизнесом. И, честно говоря, я не очень-то серьезно отнеслась к идее создания сайта и приложения с услугами ресторанов онлайн. В то время мы все жили в другом, докоронавирусном и допандемийном мире и никто даже предположить не мог, что через каких-то два года абсолютно весь мировой бизнес, даже ресторанный, уйдет в онлайн. С наступлением рокового 2020-го я подключилась к проекту уже более серьезно, а сейчас занимаюсь им полноценно и уже, как и Юра, верю, что онлайн можно не только сделать заказ и получить услугу, но еще и предоставить отличный ресторанный сервис.
Юра предприниматель с развитым чутьем, в свое время он занимался и строительством, и автомобильным бизнесом, а последние 10 лет успешно и крупномасштабно развивает сельскохозяйственное направление – основная компания снабжает фермерские хозяйства кормами для крупного рогатого скота. Наряду с бесчисленными командировками по всей России, Юра любит активно отдыхать. Для него нормально после деловой встречи в Челябинске улететь в Шерегеш и покататься на лыжах, а оттуда снова на встречу, но уже в Казань, после которой снова в горы, но уже на Кавказ. Надо ли говорить, что все питание у Юры организовано вне дома и он на себе испытал все трудности поиска места для обеда в горах, в чужих городах и странах.
EATME – это IT-стартап. Основная идея – информационно-поисковая платформа, объединившая в себе все самые востребованные на сегодняшний день услуги ТОПов (Точек Общественного Питания) с возможностью осуществить их все в одном месте. Над проектом работает 21 человек. Основные услуги, которые предоставляет EatMe:
1. «GO&EAT» — бронирование стола и заказ блюд онлайн. Это возможность выбора ТОПа на карте по геопозиции или же по фильтрам, выбор и бронь стола в заведении, выбор количества гостей, выбор блюд из меню, оплата заказа через сервис EatMe, отслеживание времени приготовления, возможность оставить отзыв и поставить заведению оценку после получения заказа. Ключевая идея – не ждать в ресторане, пока тебе приготовят, а прийти на все готовое.
2. «ДОСТАВКА» — это возможность выбора ТОПа по геопозиции или же по фильтрам, выбор блюд из меню доставки, оплата заказа через сервис EATME, отслеживание времени приготовления и самой доставки, отслеживание местоположения курьера, связь с курьером или ТОПом, напоминания о статусе заказа, возможность оставить отзыв и поставить заведению оценку после получения заказа.
3. «САМОВЫВОЗ». Выбор ТОПа, возможность выбрать предварительно дату и время самовывоза заказа, выбор блюд из меню, оплата заказа на сервисе EATME, отслеживание времени приготовления и готовности заказа, напоминания о статусе заказа, возможность оставить отзыв и поставить оценку ТОПу после получения заказа. Услугой можно воспользоваться предварительно.
4. «БРОНЬ» включает в себя выбор ТОПа, возможность выбрать предварительно дату и время бронирования, возможность выбора стола на карте ТОПа, возможность сделать дополнительный заказ к бронированию (выбор блюд из меню заведения – опционально) оплата заказа через сервис, возможность отказаться от заказа с возвратом денежных средств, напоминания о статусе заказа, возможность оставить отзыв и поставить оценку ТОПу после получения заказа. Услугой можно воспользоваться предварительно, даже за два часа до наступления времени предполагаемого бронирования.
5. «ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЗАКАЗ». Это выбор ТОПа, выбор даты, на которую осуществляется предварительный заказ и время прихода гостей, выбор столов, выбор блюд из меню ТОПа, оплата заказа через Сервис EATME, отслеживание времени приготовления и готовности заказа, возможность отказаться от заказа с возвратом денежных средств, согласно правилам, установленным конкретным ТОПом, возможность оставить отзыв и поставить ТОПу оценку после получения заказа. Услуга включает в себя программу «Банкетный Калькулятор», помогающую рассчитать необходимое количество блюд на указанное количество гостей.
Кроме указанных основных услуг, EATME предоставляет информационные и поисковые услуги для пользователей, а также имеет целый раздел с акциями, скидками и прочими интересными активностями от ТОПов, а также еще множество приятных мелочей.
Основные услуги для ТОПов: информация о заведении на карте, личный кабинет с возможностью редактирования, размещение меню с фотографиями и описанием, указание дополнительных услуг заведения, выбор ключевых слов для поиска по фильтрам, обратная связь от гостей в виде оценок и отзывов, личный кабинет в режиме онлайн с предоставляемыми услугами (бронирование стола, go&eat, самовывоз, доставка, предзаказ), личный рекламный кабинет с индивидуальными настройками и статистикой. Возможность постановки в «стоп-лист» как отдельных блюд, так и целой услуги, в зависимости от ситуации. Полная статистика по взаимодействию пользователей с ТОПом. Кроме этого, еще масса мелких, удобных нюансов.
Клиенты сайта/приложения делятся на три типа:
- Пользователи. Для всех пользователей и сайт, и приложение будут бесплатными.
- ТОПы. Для ТОПов – размещение информации о заведениях — бесплатно, возможность пользоваться услугами «GO&EAT», «ДОСТАВКА», «САМОВЫВОЗ», «БРОНЬ» и «ПРЕДЗАКАЗ» — на абонентском обслуживании (три вида тарифов). Рекламный кабинет для ТОПов – платный, настраиваемый самостоятельно и отдельно, в том числе, им можно пользоваться независимо от купленного тарифа по абонентскому обслуживанию.
- Третьи лица. Это компании, предоставляющие товары или услуги ТОПам. Для них в интерфейсе ТОПа будет действовать отдельный личный рекламный кабинет.
Долгосрочная цель проекта EATME – выход на мировой рынок, среднесрочная – Россия и страны СНГ, краткосрочная – полноценный запуск проекта в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
В чем же наши преимущества?
Все услуги в одном месте, все услуги можно получить до конца именно на сайте/в приложении, есть уникальные услуги (go&eat, банкетный калькулятор, прочие мелкие приятные и удобные нюансы, типа конвертора валют с выбранной валюты ТОПа в привычную валюту пользователя – удобно в чужой стране ориентироваться в стоимости, или же возможность сравнить одинаковые блюда у разных ТОПов – вес, цена, отзывы).
Мы стремимся реализовать возможность совершения всех указанных выше услуг посредством только сайта и/или приложения, вообще без личных встреч или телефона. В связи с этим на сайте реализуются длинные логические цепочки взаимосвязанных действий, что усложняет процесс создания всех услуг на сайте сейчас, но облегчит их создание в приложении.
На сегодняшний день у нас практически полностью реализована страница пользователя с личным кабинетом и всеми его разделами, есть карта и маршруты (сервис Google), а также реализованы три основных услуги — «GO&EAT», «ДОСТАВКА» и «САМОВЫВОЗ». Все, что уже есть — создавалось исключительно на личные средства, никаких внешний привлечений не было.
На разработку потрачено чуть больше года и около 8 млн рублей. Сейчас в процессе раздел с акциями и скидками (будет реализован как новостная лента) и панель администрирования сайта в части пользователя, после чего перейдем к созданию ресторанной части (личный кабинет и панель управления сайта со стороны владельцев ресторанов).
Как раз к этому моменту мы хотим начать параллельно создавать мобильное приложение EATME. Средства на его создание планируем собирать на краудфандинге. Поэтому сейчас пришло время брать в команду специалиста в области маркетинга и digital-маркетинга, который создаст маркетинговую стратегию развития, а также пошаговый план её выполнения на время проведения краудфандинга и дальнейший запуск нашего стартапа.
Но есть и минусы: мы погрузились в разработку логически продуманного и удобного сервиса, но до настоящего момента не занимались вопросом продвижения и презентации готового продукта. Сейчас у EATME кроме логотипа, фирменных шрифтов и цветов нет вообще никакого фирменного стиля или брендбука, никакого имиджа или коммерческой презентации. Но все это очень скоро понадобится для краудфандинга, соцсетей и создания имиджа в целом, чтобы можно было заявить о себе перед выходом на рынок. И поэтому сейчас нам нужно полное маркетинговое сопровождение проекта: от разработки фирменного стиля, брендбука и имиджа до маркетинговой стратегии по привлечению средств на краудфандинговой площадке.
Запросы:
1) Как провести маркетинговый анализ существующих ресурсов с целью разработки фирменного стиля, брендбука и имиджа будущего стартапа.
2) Как подойти к созданию маркетинговой стратегии развития? Какой можно представить пошаговый план ее выполнения на время проведения краудфандинга и дальнейшего запуска проекта.
3) Каким должно быть маркетинговое и PR сопровождение на краудфандинге: от участия в создании идеи, как выгодно преподнести продукт до ведения страниц в соцсетях и прочие маркетинговые активности?
Свои советы и рекомендации можно оставлять прямо в комментариях к публикации, а если хотите гарантированно попасть в итоговый материал и дать развёрнутый, глубокий ответ, — переходите в запрос на сервисе Pressfeed.
Если хотите предложить свою задачу для решения экспертам и читателям Pressfeed.Журнала, пишите на почту blog@pressfeed.ru.
Комментарии