Главный редактор Леди Mail.ru Аля Баданина: «Если у тебя в заголовке просто есть слово «брови», велик шанс, что статья выстрелит»
Бывший главный редактор Cosmopolitan и SNCMedia Аля Баданина в конце прошлого года возглавила самый крупный в Рунете женский проект Леди Mail.ru. Свое первое интервью в качестве главреда «Леди» Аля дала Pressfeed.
Аля, после того как вы ушли с поста главреда Cosmopolitan, вы два года развивали портал SNCMedia.ru и довели его аудиторию до 1 млн посетителей в месяц. Почему летом 2017-го вы вдруг покинули проект?
Больше 8 лет я проработала в Cosmopolitan, из которых 4 года – главным редактором журнальной версии издания. Когда я ушла оттуда, то решила, что нужно развиваться горизонтально и делать это именно в сфере диджитал. Я не хотела игнорировать свою компетентность в женской тематике, но вот опыта на интернет-носителях мне, конечно, не хватало, и я вполне сознательно искала небольшой проект или стартап – для того, чтобы сделать его классным и узнаваемым. И когда мне предложили возглавить SNCMedia, это меня очень заинтересовало.
На тот момент у журнала SNC на онлайн-платформе практически ничего не было. Мне было интересно сделать нечто особенное, что не будет калькой глянца, с нуля, без тяжелых админок, с интересным контентом. У нас получился красивый и узнаваемый портал с посещаемостью до 1,2 млн в месяц.
Но я изначально понимала, что в этом проекте не буду работать вечно. Плюс издательский дом, в котором запускался SNCMedia, на мой взгляд, не был готов к дальнейшему качественному развитию онлайн-проекта. В общем, всю осень 2017-го я провела со своими детьми и почти без работы, чему очень рада.
Предложение от «Леди» поступило вовремя, и для меня было очень логичным. Здесь я могу применить весь свой опыт – и полученный в Cosmo, в качестве главного редактора бумажной версии, и диджитальный, полученный в SNC. Сейчас я работаю в интернет-холдинге с огромным опытом развития онлайн-медиа, с хорошими аналитическими возможностями. Для меня это безусловный плюс.
«Люди вряд ли откажутся от действительно клевого контента»
Каков размер аудитории Леди Mail.ru на сегодня? Дайте, пожалуйста, краткий соцдем.
Скачать PDF-инструкцию «Где и как публиковать широкоохватные статьи бесплатно»Леди.Mail.ru на сегодня самый крупный в Рунете женский проект. Цифры по Mediascope – 9 млн жителей России, это только десктоп и уникальные пользователи. Основная часть наших читателей – женщины от 25 до 40 лет, вся Россия. У «Леди» много прямого трафика, приличный вклад поиска, хорошие показатели переходов из соцсетей.
Когда в конце прошлого года вы стали главным редактором «Леди», то заявили, что будете развивать в проекте новые форматы, проводить эксперименты с контентом. Что это будут за изменения, начались ли они уже?
Мы немного обновили наш рубрикатор, выделили раздел «Любовь», как один из главных, ввели новые подрубрики – например, в фэшене это лучшие находки недели, которые стоят, как аренда квартиры. В психо – ликбезы и страноведческие материалы. Скоро добавим раздел «Тело», в котором будем публиковать важный для наших читательниц контент. В основном о похудении, сидя на диване, конечно!
Появятся видеоформаты, большую работу мы проделываем с нативными проектами. Увеличили количество неновостного контента примерно в два раза, и сейчас на сайте выходит 8-10 материалов в день. Вообще глобально все еще впереди, все-таки месяц работы в проекте – это слишком мало.
Какой контент наиболее популярен у женской аудитории? Какие форматы?
Тут все очень неоднозначно. Когда я пришла в SNC, то весьма самоуверенно полагала, что знаю абсолютно все про женские издания. Ну чему меня могут научить, если я работала в одном из крупнейших мировых журналов, все знаю и про контент, и про аудиторию. Но научилась я в итоге много чему, и, в первую очередь, тому, что никогда не нужно зарываться и думать, что знаешь все.
Вот, например, в SNC неожиданно очень читаемым стало все, что касалось психологии и психопатов – особенно, весной и осенью. Допустим, статьи про то, как уживаться с деспотом. Или, скажем, всегда в топе были темы про эмиграцию. Мне кажется, мы поймали тренд, поскольку тогда как раз были пару лет, когда очень актуально было все, что связано с зимовкой в теплых странах, отъездом за границу на ПМЖ и т. д.
Конечно, есть темы, которые популярны в любом женском издании, – секс, голое тело, похудение, мужчины, деньги, как сэкономить, как выйти замуж, прически, мода по типам фигуры, практика. Вот уже несколько лет в тренде, например, все, что касается бровей. Мне кажется, если у тебя в заголовке просто есть слово «брови», очень велик шанс, что статья выстрелит.
Со звездами стабильная ситуация – интерес неизменен, но вот, например, в Cosmo больше любили читать про западных знаменитостей, а в «Леди» — про российских.
Сейчас любят говорить, что интервью, даже со звездами, не актуальны. Но я против категоричных суждений. Дело в подаче. Скажем, прямую речь можно оформить в виде более понятного «типсового» материала, убрав вопросы, по сути, дублирующие ответы собеседника. И при этом я считаю, что тренд всех времен неизменен: люди вряд ли откажутся от качественного и действительно клевого контента.
Вообще подача не менее важна, чем тема. Ядро нашей аудитории – это женщины 25-40 лет, а это значит, что мы не можем в статьях разжевывать им какие-то прописные истины. Если это истории про жизнь, любовь, психологию, то мы должны сделать такой контент, чтобы рассказать что-то новое, заставить подумать. Сейчас мы активно будем развивать контент в визуальном плане, еще делать опросы, голосования, публиковать тесты.
Что касается моды, красоты, тела, то это огромный рынок, в нем сложно выделиться среди конкурентов, поэтому здесь обязательно нужно играть с подачей. Вот, например, из последних публикаций – «15 блогеров, чьи попы заставят тебя делать приседания прямо сейчас» или «10 асан йоги, которые пригодятся тебе в сексе». Играем на смешении тем – это и красота, и спорт, и секс одновременно. Или тоже вот из последнего – хотели рассказать о теплых зимних свитерах. Вроде бы обычная тема, что тут скажешь нового. Но мы покреативили, и в итоге получилась статья «Венера в свитере», в которой мы надели свитера на произведения искусства.
У вас на сайте довольно развит раздел «Форумы», где идет активная читательская жизнь, если можно так сказать. Но вы совсем не задействуете UGC, хотя это сейчас в тренде среди медиа. Почему?
Это не совсем так. У нас есть раздел «Рецепты», который на 90% состоит из контента, присылаемого читателями. В месяц там публикуется 250-300 рецептов. Что касается форума, то это один разделов, который особенно любят наши читатели. И по сути он тоже UGC. Зайдите хотя бы разок туда, уверена, вы не сможете отвлечься часа два точно. Сейчас мы активно работаем там с пользователями, проводим опросы, будем искать героинь, с которыми потом сделаем интересные истории.
А еще в декабре у нас стартовал спецпроект – «Лучшие блогеры 2017», по версии наших читателей. Мы номинировали тех, кто зажег в прошлом году. И одна из номинаций предназначена для блогеров, у которых суммарно в аккаунтах в разных соцсетях от 15 тыс. подписчиков. Мы не только будем награждать номинантов, но планируем и дальше с ними работать, создавать не только текстовый контент, но и фотосъемки, видео. Надеюсь, кто-то из них останется с нами и станет автором.
Сколько всего человек работает в редакции Леди Mail.ru?
Сейчас у нас работает 5 редакторов, фоторедактор, корректор и довольно большое количество внештатных авторов. И мы постоянно занимаемся привлечением новых.
«Скоро не останется сайтов, которые будут получать хороший трафик из соцсетей»
Леди Mail.ru представлен почти во всех соцсетях. В «Одноклассниках» у вас 300 тыс. подписчиков, но в других сетях аудитория не столь внушительна. В Facebook — 47 тыс., ВКонтакте – 82 тыс., Instagram – 11 тыс. В Telegram вообще не присутствуете. Почему так?
Мне кажется, хоть все издания работают со многими соцсетями, но все равно у каждого есть один любимчик, с которым все получается. Допустим, для SNC это был Facebook, для Cosmo – ВКонтакте, а для «Леди» это очевидно «Одноклассники». Есть сети, где все получается и отдача хорошая. А есть, где ты будешь долго биться, тратить время, но выхлоп получишь минимальный.
Неплохо «Леди» в последнее время работали в сетях с блогерами, лидерами мнений, в том числе за оплату кликов. Это одна из тем, которую мы планируем и дальше развивать.
А вот вопрос про платное продвижение в соцсетях, на мой взгляд, спорный. Пример и опыт не мой лично, но очень многих моих коллег говорит о том, что чем больше платишь за рекламу в том же Facebook, тем больше тебя понижают в выдаче, и тем дороже приходится платить в дальнейшем, чтобы удерживать позиции.
На днях Facebook сделал эпохальное для издателей заявление о пессимизации в лентах публичного контента. Есть ли у вас уже стратегия, как теперь будете работать с этой соцсетью?
На самом деле к этим заявлениям многие были готовы еще полгода назад. Думаю, скоро не останется сайтов, которые будут получать хороший трафик из соцсетей. У большинства ресурсов трафик из соцсетей сильно падает, все очень печально. Соцмедиа заинтересованы в том, чтобы удерживать пользователей у себя внутри и не выпускать их на внешние ресурсы.
Мое мнение, что нужно продолжать работать в каждой соцсети, но делать это отдельно, а не пускать в каждую сеть одинаковый контент тупо, как щупальца кальмара. Не нужно отказываться от соцсетей, развиваться там необходимо, но не напрямую для трафика, а для имиджа бренда издания, ну и, разумеется, для разработки новых коммерческих партнерств.
Что в вашем понимании на сегодня представляет собой женский сайт?
Вообще я против такого определения, как «женский сайт». Мы говорим больше о проекте, бренде, о том, что происходит вокруг – это и какие-то оффлайновые активности, и те же соцсети. Мы стремимся к тому, чтобы читатель, который приходит на «Леди», получал не просто информацию о последних трендах, новости, что-то, что его может удивить, но и ощущение сопричастности к некоему сообществу.
«С пиарщиками, журналистами, детьми, влюбленными, родителями важно общаться адекватно»
Какое самое сложное решение в жизни вам пришлось принимать, как главреду?
Наверное, за весь рабочий опыт было два самых сложных решения – это когда я покидала Cosmo и когда покидала SNCMedia. При том, что оба раза я все четко для себя решила, но расставание есть расставание.
Какую главную мысль, как журналист, вы бы хотели донести до пиарщиков?
Мне кажется, с пиарщиками, журналистами, детьми, влюбленными, родителями и с кем угодно еще важно общаться адекватно, всегда думать о потребностях и мотивации собеседника. Когда ты звонишь в редакцию, то всегда должен понимать, что нужно редактору или автору. Эксклюзив, крутые фото, информация о новых гаджетах, что-то еще. Важно понимать, что движет человеком по ту сторону телефона или электронной почты. Это уже всегда 50-60% успеха.
Я пиарщик и хочу, чтобы про мою компанию написали в Леди Mail.ru. Что нужно для этого сделать?
Позвонить, написать, обсудить, какой контент нужен. Подумать, что вы можете предложить, и не выпячивать себя, не настаивать на таком пиаре, который сильно будет похож на рекламу.
Например, вы можете предложить спикера, который интересно прокомментирует какие-то последние тренды. Или организовать крутую фотосъемку. Нужно быть напористым, но при этом не продавливать редакцию так, что не захочется сотрудничать в итоге.
Что нужно сделать, чтобы в «Леди» про мою компанию никогда не написали?
Надо не писать нам вообще и ничего о себе никогда не сообщать. Все остальное – не имеет значения. Даже если вы совершили какую-то глупость, ошибку, ну, попробуйте, обратитесь еще раз. Мы все люди, всякое случается, а безвыходных ситуаций не бывает.
И опять-таки – думайте о ресурсе, к которому обращаетесь. К примеру, ко мне часто приходят с предложениями об инфоспонсорстве совсем маленькие мероприятия. Но мы же понимаем, что «Леди» — это большой ресурс, и если мы будем с кем-то партнериться, то, скорее, это будет все-таки крупный бренд.
Какие качества обязательно должны быть у человека, которого вы бы приняли на работу?
Я скорее возьму человека, который на банальнейший вопрос от HR, кем ты видишь себя через пять лет, ответит — генеральным директором или главредом. Чем того, кто скажет – ну, я не знаю, и попытается спрятать голову в песок. Я люблю напористых людей, но не наглых.
«Найди себе дело по душе, и тогда ты ни дня в жизни не будешь работать»
Что вы делаете сразу же, как приходите на работу?
Поскольку я отвожу младшего ребенка в садик, прихожу пораньше и очень люблю это делать. Мне нравится это время, когда я одна, могу не вынимать наушники из ушей, налить кофе, почитать почту, потупить. И не очень люблю, когда в офисе так рано уже кто-то есть, да еще к тому же похлопывает меня по плечу или машет руками перед лицом, чтобы привлечь мое внимание. Мне всегда хочется продлить вот это состояние в себе, хотя бы еще минут на пятнадцать.
Хотела спросить про самые любимые 30 минут в течение дня, но уже понятно, какие они. А самые нелюбимые?
Когда после обеда падает работоспособность. Когда стараешься, а не можешь включить мозг. Я максималист, и мне хочется работать одинаково энергично всегда. Одно время я даже старалась не обедать полноценно, чтобы не впадать в подобное состояние. Но со временем я решила, что надо давать слабину и себе, и другим людям, что можно и отдохнуть немного, может быть, пойти прогуляться на улицу, подышать свежим воздухом.
Вы за работу в офисе или предпочитаете удаленку?
Я не помню, кто это сказал, но мне очень нравится фраза – найди себе дело по душе, и тогда ты ни дня в жизни не будешь работать. Ровно так произошло со мной. Поэтому для меня совершенно не принципиально, где я буду работать — в офисе, дома или в кафе.
Но все-таки я вижу, что в коллективе четче и слаженнее работа происходит, когда все сидят вместе, когда мы можем быстро собраться, что-то обсудить, покреативить. Сегодня, например, мы буквально за час организовали съемку и выехали на нее. Не знаю, может, это русская ментальность, может, многие просто не привыкли к удаленной работе.
Лучшая статья, которую вы прочитали за свою жизнь.
Как правило, статьями я восхищаюсь вчерашними или теми, которые вышли на этой неделе. Но если прямо повспоминать… Я очень люблю социальные эксперименты и материалы, вот, например, как-то сильно зацепил материал из журнала Gloria, в котором автор описала свой опыт удочерения. Из последнего понравилось интервью со Светланой Бодровой, вдовой Сергея Бодрова, вышедшее на Colta.
Дудь или Познер?
После ухода из SNC у меня было три месяца перерыва в работе, и я, пользуясь свободным временем, посмотрела несколько интервью Дудя подряд. И вот первым было как раз его интервью с Познером, посмотрела буквально на одном дыхании. Дай бог каждому или хотя бы каждому второму в его возрасте сохранить такую ясность и остроту ума.
Ну и Дудь тоже молодец. Человек так рано начал свою карьеру, мне нравится, что он не боится пробовать, не зацикливается на неудачах. Очарование им, правда, уже прошло, одни и те же приемы видосе на пятом начинают утомлять. Так что ищу новую любовь в журналистике.
Шнур или Ургант?
Тут сложно сказать, но, наверное, все-таки Шнур. Потому что он периодически может зажечь так, что переплюнет сам себя предыдущего. Еще мне кажется, что на него большое влияние оказывает в хорошем смысле его жена. А я люблю такие истории.
Ваша самая дорогая по стоимости личная вещь?
Я не шопоголик, не придаю большого значения вещам. К тому же однажды со мной случилась весьма драматичная история. Мы семьей переезжали, и в процессе переезда нас обокрали. Украли буквально все – одежду, дорогую технику, гаджеты, фотоаппарат, где было много фото моей дочери. И этот случай как-то совсем отвратил меня от вещизма.
Ваша самая дорогая сердцу личная вещь?
Я люблю все, что связано с моими детьми и с собственным детством. Вот недавно родители привезли мой подростковый дневник и вырезки первых публикаций из «Пионерской правды», о которых я уже и забыла. Такие штуки храню с удовольствием. Сейчас собираю поделки, будущие воспоминания для своих детей.
Лучший совет, который вы дали бы себе 20-летней? И лучший совет себе, какой вы будете через 20 лет?
20-летней – ничего не бойся, я с тобой. Первые годы в Москве тяжеловато давались. Я из очень маленького городка, который расположен в Заполярье, и была совсем не приспособлена к жизни в столице.
А себе через 20 лет – постарайся как можно дольше не стареть. Самое ужасное, что происходит с человеком в возрасте, — это когда ты уже не воспринимаешь новые явления, а начинаешь размышлять как старпер и нудеть. Я, может, поэтому так люблю разговаривать с молодежью, с друзьями своей дочери, приглашаю часто на работу стажеров, со студентами общаюсь.
Если бы вы не были журналистом, кем бы стали?
До журфака МГУ я поступила в Питере в ЛЭТИ — электротехнический университет — в результате победы на олимпиаде по физике. В это сейчас сама не верю, поскольку считаю себя абсолютным гуманитарием. Но в школе мне одинаково хорошо давались и гуманитарные, и точные науки. Так что, наверное, я была бы физиком-ядерщиком и, может, уже бы в Канаде жила.
Но я об этом не мечтаю, и вообще я бы хотела оставить все, как есть. Или, если кроме журналистики есть еще другая профессия, где тоже пишут статьи и общаются с людьми, то я могла бы быть таким человеком.
Все самое интересное, актуальное и полезное — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и читайте!
Комментарии