Где брать идеи для сторителлинга? 5 источников, про которые вы, вероятно, не задумывались
Сегодня уже практически никого не надо убеждать в том, что сторителлинг отлично работает в маркетинге, пиаре, публичных выступлениях и других сферах. Людям нравится читать и слушать истории. Истории вовлекают. Истории продают. Но где брать истории? Откуда черпать идеи для сторителлинга? Своими соображениями на Pressfeed делится главный редактор журнала «Пресс-служба» Тимур Асланов.
Вы уже сто двадцать раз рассказали о себе и своих успехах и неудачах, вы рассказывали неоднократно историю создания компании, о том, как вы вместе с партнерами проходили огонь, воду и медные трубы. Вы уже вытряхнули все, что можно, из личной жизни. Но вам по прежнему надо писать новые тексты и речи для выступлений. А значит нужны цепляющие истории. Вы садитесь перед чистым экраном текстового редактора и долго высасываете что-то из пальца. Но идей для новых историй нет.
Как быть? В каких закромах откопать новый сюжет, который можно будет использовать для сторителлинга?
Вокруг вас много таких закромов. Нужно только присмотреться внимательно. И научиться ими пользоваться. Предлагаю рассмотреть пять таких источников, которые буквально у вас под ногами, но вы, вероятно, про это не задумывались.
1. Друзья и знакомые
Решили встретиться с друзьями детства, институтскими товарищами или армейскими сослуживцами? Великолепно! Поспрашивайте их о том, что с ними происходило в тех или иных жизненных ситуациях. Попросите рассказать о смешных моментах или о неудачах. Задайте вопросы о том, что повлияло на принятие ими важных жизненных решений или что поменяло их жизнь в какой-то момент. Если у вас теплые дружеские отношения, вам расскажут. Можно утеплить отношения горячительным, тогда истории станут ярче.
2. Семья
Абсолютно то же самое можно проделывать с родственниками. Вы собрались отметить девяностолетие бабушки вашей жены в кругу ее многочисленной родни? Прекрасно! Истории всех своих родственников вы, наверняка, уже выучили наизусть еще до своего совершеннолетия, а родственники жены (мужа) – Клондайк, по которому еще не ступала нога сторителлера.
На праздновании непременно будет муж родной сестры именинницы Михаил Парамонович, который отслужил на флоте 30 лет и бороздил моря, названия которых вы даже не слышали. Там будет Анна Никитична – двоюродная бабушка супруги, которая всю жизнь преподает никому не нужную науку философию в вузе далекого провинциального города, которого, кажется, и на карте-то нет. Там будет сама виновница торжества, прошедшая все прелести детского труда в тылу во время войны. Да тут десяток романов можно написать, а не то что историю для продающего текста «стырить».
Слушайте, подливайте, кивайте, смотрите преданно в глаза, поддакивайте и задавайте вопросы.
3. Случайные попутчики
Летите на самолете или едете в купе поезда с незнакомыми людьми? Не торопитесь утыкаться носом в книгу или гаджет. Познакомьтесь с соседями. Расскажите что-нибудь короткое и веселое про себя. Завяжите беседу, а потом задавайте вопросы. Людям нравится рассказывать о себе, нравится интерес к их персоне.
И срабатывает эффект случайного попутчика: понимая, что видят вас первый и последний раз в жизни, многие люди становятся более откровенными и рассказывают порой то, что никому до вас не говорили. Мотайте на ус, запоминайте, записывайте. Я бы посоветовал еще незаметно включить диктофон, но, кажется, это не вполне законно.
4. Клиенты
Ваши покупатели тоже могут натолкнуть вас на отличную идею для истории. Речь не про историю о том, как они счастливы, что стали вашими клиентами. Речь об интересных вещах, которые происходили с ними в жизни и послужили причиной каких-то важных решений, изменений, переоценки ценностей. Именно это нужно нам для того, чтобы найти в этом историю.
Говорите с клиентами. Интересуйтесь ими. Спрашивайте их о том, что с ними происходит и происходило. Это в принципе очень полезно для отношений, но может принести и бонус в виде интересной истории.
5. «Подслушано Тамбов»
Отличный источник вдохновения сообщества типа «Подслушано Кемерово», «Подслушано в Москве» и т. д. Люди делятся там услышанным на улицах, в транспорте и в кафе. Это реальные или не совсем реальные диалоги людей, из которых вполне можно вытащить руду для интересной истории и переплавить ее в отличный рассказ.
Поймите меня правильно. Я не призываю ничего воровать. Наша задача – сделать классную иллюстрацию к докладу, коммерческому предложению или экспертной колонке, вовлечь аудиторию в сопереживание и потом подвести к нужным решениям.
Для этого мы можем процитировать известную историю, рассказать притчу или поделиться сокровенным из своего опыта. А можем создать подобие художественного произведения: найти сырье в виде чьей-то истории или даже просто интересной фразы, слегка переплавить, поменять, если необходимо, героев, добавить немного фантазии и творческого вымысла, приправить нужным нам антуражем, привязать к цели нашего текста или публичного выступления… И вот у нас уже отличная затравка для подготовки слушателей к презентации нового проекта компании или читателей к описанию нестандартного решения, которое предлагает ваша компания своим клиентам.
А если вы хотите больше практических инструментов для написания текстов или PR-работы – станьте участником нашей большой весенней конференции «Эффективная пресс-служба-2021», которая пройдет в Москве 27-28 мая. Два параллельных потока докладов: PR в бизнесе и PR в госструктурах.
Все актуальные темы: кризисные коммуникации, внутрикорпоративный пиар, отношения с журналистами, работа с инфоповодами, комьюнити-менеджмент, управление репутацией и техника работы с текстами.
Посмотреть программу и зарегистрироваться можно тут: https://clck.ru/TXApv
Комментарии