Подкаст «Дальше замысла». Выпуск 4. Как создать хорошую историю и написать сценарий для кино
Где найти фактуру и прототипы персонажей для сюжета фильма и как создать правдоподобные диалоги. Наталья Мещанинова, сценарист фильма «Аритмия», режиссер и сценарист сериала «Алиса не может ждать», рассказала основателю Pressfeed Константину Бочарскому, как начать работу над сценарием и оценить его.
5 важных мыслей о творчестве и сценарном мастерстве от Натальи Мещаниновой
Мы в редакции Pressfeed.Журнала выбрали из интервью и расшифровали несколько классных инсайтов о работе над сценариями и диалогами в кино. Чтобы узнать больше о карьере в киноиндустрии и творческих приемах сценаристов, слушайте выпуск подкаста с Натальей Мещаниновой.
Как понять, что сценарий — хороший
Обычно, если сценарий хорош, то за ним выстраивается очередь из продюсеров. Это — самый важный критерий.
Часто люди говорят: «Я написал гениальную вещь, но никто не хочет ее экранизировать, все боятся». Они начинают перечислять несуществующие препятствия: «там без блата не пройдешь», «я вот гений, а меня не поняли», «они все тупые» или «они боятся острого политического высказывания», которого там, может быть, и нет вовсе.
Это все ерунда. Как только появляется талантливый текст, за ним сразу выстраивается очередь. Я сейчас работаю продюсером и читаю много текстов. Я знаю, что такое талантливый сценарий. Когда он попадает ко мне в руки, я сразу его хватаю и никому не отдаю, чтобы меня не опередили другие компании. Хороший сценарий видно сразу — с первых двух страниц вы понимаете, что читаете.
Чем сценарии для кино отличаются от театральных пьес
Театр гораздо теснее связан с литературой, чем кино. Для постановок литературная основа очень важна, а для фильмов она не так принципиальна.
Когда пишешь сценарий для кино, нужно избавиться от излишней «литературности» в пользу более жизненной драматургии. Это связано с тем, что фильмы больше ориентированы на реальность, чем пьесы. В театре мы видим только то, что разворачивается на сцене, и не всегда можем представить, как это выглядело бы в жизни. Здесь много условностей из-за ограниченного пространства.
Кроме того, пьесы нельзя просто так экранизировать — их нужно переписывать для кино. А сценарии не подходят для театра, потому что они не работают в этой среде. В театре и кино разные законы, поэтому переход театральных режиссеров в кинематограф часто бывает неудачным. Кино не терпит излишней театральности — все сразу становится искусственным. Как только в кино появляется «третья стена» — это провал.
Как строится работа режиссера и сценариста
Все зависит от тандема режиссера и сценариста, от того, что они друг от друга хотят. Некоторые режиссеры просят прописывать все вплоть до крупности плана.
Я очень много описываю атмосферу: цвета, запахи и звуки, чтобы режиссеру была понятна эмоция, которую я хочу передать. На основании этой эмоции он создает свое видение. Так режиссер поймет, что я имею в виду, когда говорю о чувствах героя, и не запутается.
Например, когда я работала с Алешей Федорченко над фильмом «Война Анны», он попросил меня сделать очень литературную основу. Там был текст, который читали как рассказ, словно это была повесть. И больше ничего не требовалось. Дальше режиссер по моей литературной основе создал свой собственный мир, который сильно отличался от изначального текста. Ему не нужны были подробности — он просто получил впечатление и сделал раскадровки.
Как создать правдоподобные диалоги в кино
Слушайте людей, улавливайте интонации, акценты и проговаривайте то, что пишете. А еще не стоит давать персонажам много монологов — в жизни люди не разговаривают такими огромными «телегами». Частая ошибка начинающих сценаристов — когда персонаж выдает длинный, грандиозный текст. В таком случае нужно разбить его на части и дать реплики оппоненту.
Когда читаете вслух сценарий, проверяйте, насколько удобно актерам эту фразу произносить, а может, она «костяная» и просто не ложится. После читки изменяете фразы и реплики под конкретного актера. Это может быть замена слова или перестановка предложений. Ведь все люди разговаривают по-разному.
А еще характеристики речи в разных средах: городской, деревенской или, например, врачей — очень отличаются. Речь врачей четкая, по делу, без сантиментов. Если уловить эту особенность, можно использовать ее в работе сценариста, чтобы выразить свои мысли.
Часто люди не готовы идти дальше собственных мыслей и первых реплик. Нужно постоянно себя критиковать, тогда все получится.
Как творческому человеку бороться с выгоранием
Когда чувствую, что выгораю, нужно обязательно сделать перерыв. Хорошо, что я могу в любой момент сказать: «Ребята, я готова что-нибудь поснимать». Это — отличный способ разнообразить свою деятельность. Как говорят: «Если ты устал интеллектуально, то можно пойти помыть полы в подъезде».
Съемки — это совсем не то же самое, что написание сценария. Здесь невозможно весь день сидеть перед окном. Это похоже на сплав по горной реке на плоту — просто нет времени и места для размышлений. Нужно принимать миллион решений за одну секунду, и все это вызывает совершенно другой адреналин. Поэтому я считаю, что съемки — это отличный способ борьбы с выгоранием.
Команда проекта «Дальше замысла» от студии Red Barn:
Ведущий — Константин Бочарский
Редактор — Юлия Зайкова
Продюсер — Александра Ярыш
Звукорежиссёр — Филипп Девяткин
Проджект-менеджер — Екатерина Невинных
Слушайте подкаст, где удобно:
сайт студии Red Barn
Подпишитесь на подкаст, чтобы не пропустить новые выпуски!
Комментарии