Подкаст
Валерия Ферцер
0
9K
ред.

Подкаст «Дальше замысла». Выпуск 4. Как создать хорошую историю и написать сценарий для кино

Где найти фактуру и прототипы персонажей для сюжета фильма и как создать правдоподобные диалоги. Наталья Мещанинова, сценарист фильма «Аритмия», режиссер и сценарист сериала «Алиса не может ждать», рассказывает, как начать работу над сценарием и оценить его.

5 важных мыслей о творчестве и сценарном мастерстве от Натальи Мещаниновой

Мы в редакции Pressfeed.Журнала выбрали из интервью и расшифровали несколько классных инсайтов о работе над сценариями и диалогами в кино. Чтобы узнать больше о карьере в киноиндустрии и творческих приемах сценаристов, слушайте выпуск подкаста с Натальей Мещаниновой.

Как понять, что сценарий — хороший

Обычно, если сценарий хорош, то за ним выстраивается очередь из продюсеров. Это — самый важный критерий.

Часто люди говорят: «Я написал гениальную вещь, но никто не хочет ее экранизировать, все боятся». Они начинают перечислять несуществующие препятствия: «там без блата не пройдешь», «я вот гений, а меня не поняли», «они все тупые» или «они боятся острого политического высказывания», которого там, может быть, и нет вовсе.

Это все ерунда. Как только появляется талантливый текст, за ним сразу выстраивается очередь. Я сейчас работаю продюсером и читаю много текстов. Я знаю, что такое талантливый сценарий. Когда он попадает ко мне в руки, я сразу его хватаю и никому не отдаю, чтобы меня не опередили другие компании. Хороший сценарий видно сразу — с первых двух страниц вы понимаете, что читаете. 

Чем сценарии для кино отличаются от театральных пьес 

Театр гораздо теснее связан с литературой, чем кино. Для постановок литературная основа очень важна, а для фильмов она не так принципиальна. 

Когда пишешь сценарий для кино, нужно избавиться от излишней «литературности» в пользу более жизненной драматургии. Это связано с тем, что фильмы больше ориентированы на реальность, чем пьесы. В театре мы видим только то, что разворачивается на сцене, и не всегда можем представить, как это выглядело бы в жизни. Здесь много условностей из-за ограниченного пространства.

Кроме того, пьесы нельзя просто так экранизировать — их нужно переписывать для кино. А сценарии не подходят для театра, потому что они не работают в этой среде. В театре и кино разные законы, поэтому переход театральных режиссеров в кинематограф часто бывает неудачным. Кино не терпит излишней театральности — все сразу становится искусственным. Как только в кино появляется «третья стена» — это провал. 

Как строится работа режиссера и сценариста

Все зависит от тандема режиссера и сценариста, от того, что они друг от друга хотят. Некоторые режиссеры просят прописывать все вплоть до крупности плана.

Чтобы получить бесплатное упоминание в СМИ, отвечайте на запросы по вашей теме. Полный список смотрите на Pressfeed
Показать еще

Я очень много описываю атмосферу: цвета, запахи и звуки, чтобы режиссеру была понятна эмоция, которую я хочу передать. На основании этой эмоции он создает свое видение. Так режиссер поймет, что я имею в виду, когда говорю о чувствах героя, и не запутается.

Например, когда я работала с Алешей Федорченко над фильмом «Война Анны», он попросил меня сделать очень литературную основу. Там был текст, который читали как рассказ, словно это была повесть. И больше ничего не требовалось. Дальше режиссер по моей литературной основе создал свой собственный мир, который сильно отличался от изначального текста. Ему не нужны были подробности — он просто получил впечатление и сделал раскадровки.

Как создать правдоподобные диалоги в кино

Слушайте людей, улавливайте интонации, акценты и проговаривайте то, что пишете. А еще не стоит давать персонажам много монологов — в жизни люди не разговаривают такими огромными «телегами». Частая ошибка начинающих сценаристов — когда персонаж выдает длинный, грандиозный текст. В таком случае нужно разбить его на части и дать реплики оппоненту.

Когда читаете вслух сценарий, проверяйте, насколько удобно актерам эту фразу произносить, а может, она «костяная» и просто не ложится. После читки изменяете фразы и реплики под конкретного актера. Это может быть замена слова или перестановка предложений. Ведь все люди разговаривают по-разному. 

А еще характеристики речи в разных средах: городской, деревенской или, например, врачей — очень отличаются. Речь врачей четкая, по делу, без сантиментов. Если уловить эту особенность, можно использовать ее в работе сценариста, чтобы выразить свои мысли.

Часто люди не готовы идти дальше собственных мыслей и первых реплик. Нужно постоянно себя критиковать, тогда все получится.

Как творческому человеку бороться с выгоранием 

Когда чувствую, что выгораю, нужно обязательно сделать перерыв. Хорошо, что я могу в любой момент сказать: «Ребята, я готова что-нибудь поснимать». Это — отличный способ разнообразить свою деятельность. Как говорят: «Если ты устал интеллектуально, то можно пойти помыть полы в подъезде».

Съемки — это совсем не то же самое, что написание сценария. Здесь невозможно весь день сидеть перед окном. Это похоже на сплав по горной реке на плоту — просто нет времени и места для размышлений. Нужно принимать миллион решений за одну секунду, и все это вызывает совершенно другой адреналин. Поэтому я считаю, что съемки — это отличный способ борьбы с выгоранием.

Команда проекта «Дальше замысла» от студии Red Barn:  
Ведущий — Константин Бочарский 
Редактор — Юлия Зайкова  
Продюсер — Александра Ярыш 
Звукорежиссёр — Филипп Девяткин 
Проджект-менеджер — Екатерина Невинных

Слушайте подкаст, где удобно:

сайт студии Red Barn

«Яндекс. Музыка»

«Google Подкасты»

Apple Podcasts

«ВКонтакте»

Castbox.fm

Подпишитесь на подкаст, чтобы не пропустить новые выпуски!

Чтобы получить бесплатное упоминание в СМИ, отвечайте на запросы по вашей теме. Полный список смотрите на Pressfeed
Показать еще
Читайте также
Подкаст «Дальше замысла». Выпуск 5. Где учиться фотографии и как стать кассовым фотографомГде писать автору. 7 блокнотов и онлайн-редакторов текста на все случаи жизниПишем про еду вкусно. 10 идей классного контента для ресторанов, доставок еды и фуд-проектовПодкаст «Говорит контент». Выпуск 56. Как написать инструкцию, руководство или гайд
2
Валерия Ферцер
Главный редактор Pressfeed.Журнала. Хотите стать нашим автором, прислать с...

Комментарии

Зарегистрируйтесь на Pressfeed прямо сейчас в три клика!
И получите первую публикацию в СМИ уже через неделю!
И получите доступ к 120 000 экспертов
Реклама: ООО "ПРЕССФИД", ИНН 9715219654, ОГРН: 1157746902961, erid: jN8KJ5YQ
Скачайте приложение Pressfeed, чтобы отвечать на запросы СМИ быстрее других!
Реклама: ООО "ПРЕССФИД", ИНН 9715219654, ОГРН: 1157746902961, erid: LjN8KSp4c
Войти
Регистрация
Восстановить пароль
Укажите адрес электронной почты. Обратите внимание: письмо с новым паролем может попасть в папку «Спам»
Pressfeed
Платформа для работы с медиа
Бесплатные публикации в СМИ
Узнайте, в каких СМИ вы можете опубликоваться прямо сейчас
Пройдите тест и узнайте, какие медиа в данный момент находятся в поиске материалов для публикаций и соответствуют вашей тематике
СТОП! Не уходите с
пустыми руками.
Для вас книга в подарок!
Стоп!
Не уходите
с пустыми руками
Для вас книга
в подарок
Зарегистрируйтесь бесплатно на сервисе Pressfeed и получите книгу «18 площадок для бесплатных публикаций»
Узнайте в каких крупных СМИ вы можете публиковать статьи, колонки, кейсы самостоятельно. Правила площадок, рекомендации.

Pressfeed — платформа, где журналисты ищут экспертов и материалы для публикаций. Каждый день доступно более 500 запросов из более чем 10000 российских СМИ. Получите доступ ко всем запросам бесплатно!
Добавьте ваши данные
1/2
Хотите получить полезные подборки материалов, которые помогут вам продвигать свой бизнес в СМИ бесплатно?
Подпишитесь на нашу рассылку, и мы пришлем их вам!