Репортаж с риском для жизни, сорванные интервью и неловкие моменты. 9 невыдуманных историй из жизни журналистов
Человек тайно проникает на завод, карабкается ночью в горы и месяц живет с племенем в Африке. Нет, это не агент 007, а журналист. Работа корреспондента — это когда ты утром делаешь репортаж на Казанском вокзале, а вечером берешь интервью у звезд. Журналисты рассказали, с какими странными, страшными и забавными случаями они сталкивались в работе, а Pressfeed.Журнал собрал истории в одну подборку.
Рисковал жизнью за репортаж
Уфа. Тема репортажа: частная свалка практически в центре города. Постоянный дым. Миллионы рублей крутятся вокруг этого. Мы заехали за очередным грузовиком, который вез мусор, и начали снимать экоактивиста. И тут нас подпирает трактор — перекрыл путь к отступлению.
Тогда еще снимали на бетакам. Оператор срочно заменил кассету, а я спрятал ее у себя под курткой на груди. Условия были такие: отдайте кассету, или мы вас здесь прироем — никто не найдет вас больше. Отдали пустую кассету, а репортаж вышел в эфир. Не знаю, наказали этих бандитов или нет, но наша жизнь была на волоске.
Спасалась от желающих дать интервью
По долгу службы я попала на мероприятие, заявленное как фэшн, но сразу же допустила ошибку, которая стала роковой. Я представилась и назвала наше издание — Designers from Russia. Достопочтенная публика в ту же секунду взяла ничего не подозревающего журналиста в оборот, отрезав все пути к бегству.
Сначала меня атаковала толпа пожилых дам в состоянии изрядного подшофе с требованием взять у них интервью здесь и сейчас. Я поступила, как и подобает опытному журналисту, — спряталась в туалете.
Первая опасность миновала. Вторым испытанием была дама — директор оздоровительного центра — которая так сильно хотела сделать мне массаж за отзыв, что чуть не начала его делать прямо там.
Сев за столик, тут же рядом со мной оказалась строгая дама. Она сразу начала горланить: «Ирина! Ирина, иди сюда! Тут журналист приехал у тебя интервью взять!», — буравя меня взглядом, показывая, что любые попытки к бегству тщетны. На мое счастье, Ирина не нашлась, зато появилась дама бальзаковского возраста с подносом рюмок, сказала, что она — топ-модель 2023 года и всех угощает. Обычно я не пью сомнительные напитки, но «махнув» стопку, пожалела, что это была не бутылка.
Под конец вечера начался самый настоящий «бал Сатаны», апогеем которого был хоровод из всех присутствующих. Внутри хоровода бодрый пенсионер в ковбойской шляпе исполнял собственный хит «Кошечка, ты мне сделаешь мур-мур». Вы спросите: а где тут фэшн? Понятия не имею, но полгода прошло, а я до сих пор помню мотив этой песни.
Краснели во время репортажей
Визит региональных властей для проверки свежепостроенной дороги. Перепутав с коллегой, схватила за пиджак и отругала губернатора, когда он начал переходить на красный свет. Было неловко, зато запомнил.
«Экая городская фифа!», — явно думали про меня, 18-летнюю студентку, чье первое лето после университетского первокурсья прошло в режиме погружения в профессию.
2002 год, Владимирская область, моя первая командировка с целью сделать репортаж о том, как живет местный завод. Додуматься же — припереться в рабочий поселок, где людям на заводе полгода не дают зарплату, в ажурной кофточке, юбке-карандаше и лодочках на шпильке!
То, что кофточка и туфли куплены на открытом рынке (был такой феномен в 90-е), а юбка сшита из дешевенького крепа, вряд ли кто-то стал бы анализировать. Как и выслушивать мои оправдания в том, что я только утром, придя в редакцию, узнала, куда меня отправляют. В той обстановке я была безоговорочно чужеродный элемент!
Неудивительно, что от меня шарахались, как черт от ладана, отказываясь отвечать на мои вопросы. Репортаж был на грани срыва. Спасла старшая коллега, которая по всем параметрам была здесь своей: платье с рынка, шлепки, заветная цигарка в руке.
«Да это наша девочка, хорошая!», — говорила она про меня. И озлобленные люди меняли гнев на милость и подходили пообщаться.
С тех пор фраза «встречают по одежке» имеет для меня абсолютно прикладное значение. Это не про дороговизну и бренды — это про уместность как один из главных ключиков успешной коммуникации.
Когда интервью пошло не по плану
Это произошло в бытность уже не начинающего, но пока еще молодого журналиста. Доверил мне редактор интервью с народной артисткой России, кинорежиссером Светланой Дружининой и ее мужем, кинооператором Анатолием Мукасеем, которые приехали на кинофестиваль в Светлогорск.
По пути на встречу прозвонила контактному лицу: все ли в силе, нет ли каких-то изменений в планах. Получила ответ: «Светлана Сергеевна и Анатолий Михайлович сейчас пока не на месте, но скоро будут. Ждем вас».
Жду 30 минут, затем час. Ни режиссера «Гардемаринов…», ни ее супруга не наблюдалось. Телефон молчал. В какой-то момент моя выжидательная позиция привлекла внимание одного молодого человека, который оказался программным директором кинофестиваля. Разговорились: так, мол, и так, жду, а никого нет.
«Сейчас уточним», — сказал мой собеседник и узнал, что Светлана Сергеевна с супругом, вообще-то, в запланированной поездке на Куршской косе, гуляют среди сосен и вообще слыхом не слыхивали, что кто-то их ждет.
Штирлиц приблизился к своему провалу максимально близко, потому что надо было объяснять редактору, почему полоса будет пустой, кто виноват и что с этим делать. Но тут неожиданно тот самый мой новый знакомый — программный директор фестиваля — предложил взять интервью у него.
«Почему бы и да», — ответила я. Вопросы придумывала на ходу, потому что про собеседника не знала ровным счетом ничего, но вышло довольно неплохо. Плюсом я получила еще и приглашение на совместный ужин.
«Простите, меня мама на море ждет», — выдала я совершенно идиотский ответ. Слегка покрасневший и смущенный молодой человек, наверное, решил, что я немного не в себе из-за нервов.
Перед своей первой встречей со звездой — Эдитой Пьехой — я прочитала от корки до корки все ее интервью за последних лет пять. Она приняла нас с фотографом в загородном доме под Петербургом, выделила не очень много времени и… начала рассказывать те же самые истории, которые уже выходили в СМИ. Буквально теми же фразами!
Понятно, что она выбирала самое яркое и «отрепетированное». Мне пришлось на ходу перестроиться и формулировать вопросы в духе: «А вот вы рассказывали в интервью то-то, а как вы справились с тем-то?». Она очень удивилась, но была довольна, мы проговорили, наверное, на пару часов дольше, чем планировалось.
С тех пор использую эту фишку и много раз получала положительные комментарии от спикеров, пораженных тем, что кто-то так внимательно изучил их интервью, комментарии и даже книги и вникает в детали.
Унесла сувенир с места репортажа
Брала интервью на дне одного из самых глубоких карьеров Европы. Он находится в Белгородской области, глубина — около 600 метров. Чтобы спуститься вниз и пообщаться с водителем «Белаза», пришлось ехать на «уазике» 30 минут по серпантину.
От жары и грубой езды страшно укачало и болела голова. Зато я узнала, каково быть белазистом. Целый день крутиться по отвалам карьера внутри кабины самосвала, практически не вставая, — дело не из легких.
На память об этом событии взяла себе маленький кусочек руды, которая там разбросана повсюду. Он до сих пор стоит у меня на полочке, напоминая об этом событии.
Научилась бороться с предрассудками
Я получила первую работу журналиста в 20 лет, мне удалось стать внештатным корреспондентом журнала «Татарстан». В редакции дали задание взять интервью у наркомана, но не какого-то конкретного — надо было найти «своего».
Отправилась на поиски: прошерстила все сообщества анонимных наркоманов, нашла парочку героев, но получила отказ. Никто не хотел делиться личным. Никто, кроме Ильи. Он согласился сразу, но только анонимно.
Назначили встречу, я настояла на торговом центре — больше людей, безопаснее. А потом были пять дней моральной подготовки. Все-таки молодая начинающая журналистка, 20 лет, а герой с «тяжелым» бэкграундом: 16 лет Илья употреблял наркотики. Мало ли что.
Илья оказался приятным молодым человеком. Он уже четыре года «чист», посещает собрания анонимных наркоманов, делится опытом и помогает другим встать на путь трезвости.
В этой истории все закончилось хорошо. А Илья научил меня не бояться прошлого людей.
Оставили вопросы без ответов
Я как-то брала интервью для канала FashionTV у Филиппа Киркорова. Он был гостем на открытии event-агентства и дне рождения его владелицы.
Филипп Бедросович решил дать комментарии всем журналистам сразу — толпа корреспондентов окружила его со своими микрофонами и диктофонами, перекрикивая друг друга, задавали ему вопросы из самых разных сфер жизни. Мне же такой формат не подходил. По правилам канала, где я работала, мне нужно было обсудить с гостем текущее мероприятие, находясь в кадре рядом с ним. В итоге я добилась общения с Филиппом отдельно от коллег, но при одном условии — я могу задать один единственный вопрос.
В итоге мы выставили кадр, и я спросила: «Что бы вы пожелали агентству и его владелице?». Так как Филиппу Бедросовичу нужно было скоро уезжать, я была уверена, что через 1-2 минуты мы разойдемся. Но не тут то было! На протяжении 15 минут он рассказывал о своем бизнесе, путешествиях, сумасшедшем графике, но так и не ответил на мой вопрос.
Итог: затекшие шея и ноги, первое интервью с королем эстрады и очень размытый ответ на мой вопрос. Фрагмент для репортажа, конечно, мы нашли, но за мои 2,5 года работы корреспондентом это был единственный случай вопроса без ответа.
Подводим черту
Работа журналиста иногда похожа на сцены из блокбастера: никогда не знаешь, куда тебя занесет репортаж или интервью. Если вы работаете из уютного офиса и соскучились по приключениям — идите в корреспонденты. Зато каждый новый сюжет прокачивает скиллы и открывает самые неожиданные грани людей и окружающего мира.
Комментарии