Дэвид Шидс — журналист, редактор и профессиональный бизнес-писатель из США — даёт наставления в своём SlideShare тем журналистам, которые только стали осваивать новую для себя профессию. Он делится не только навыками профессионального журналиста, но и привычками, которые любой пишущий человек должен освоить, придя в профессию. Нам в Pressfeed эти советы показались настолько простыми и дельными, что мы решили, что о них будет неплохо напомнить и уже давно работающим в журналистике коллегам.
Я знаю — вы, наверняка, думаете, что никаких секретов в журналистике нет и быть не может. И всё, что вам нужно — это прийти на рабочее место и начать работать. Наверное, именно поэтому сегодня так много людей думают, что могут стать журналистами в одночасье. Дело в том, что конечные результаты журналистской работы всем очевидны. А вот усилия, которые были потрачены на создание того или иного журналистского материала известны далеко не всем.
Поэтому прежде чем вы, очертя голову, решите податься в журналисты, я бы посоветовал вам сначала обрести привычки, которые делают хорошего журналиста хорошим.
1. Способность хорошо писать
И дело тут не столько в способности просто излагать свои мысли, сколько в умении рассказывать истории. Я вас разочарую — для того, чтобы быть хорошим писателем, нужно много читать. Почему? Потому что единственный способ узнать как слова работают, это увидеть их в действии — в книгах, журналах и газетах. Где угодно, где пишут профессионально.
Поэтому если вы хотите приобрести авторитет хорошего писателя, станьте терпеливым читателем. Прямо сейчас.
2. Любознательность
Проявляйте интерес ко всему, что вас окружает. Разнюхивайте подробности.
if(!is_preview()) { ?> } ?>Особенное внимание рекомендую уделить:
- классическим журналистским вопросам: Кто? Что? Когда? Где? Почему? Как? И моим любимым: «Кому до этого есть дело?» и «Ну, и что с того?»;
- цвету, размеру, форме, расположению, звуку, аромату, текстуре, настроению и поведению;
- предыстории;
- потенциальной возможности удивить публику.
Конечно, талант уделять внимание требует развития и второй привычки: способности слушать. Держите глаза открытыми, внимание — сфокусированным, а рот — закрытым. Иногда всё это сделать бывает и правда сложно: люди любят поговорить, причем главным образом о себе. Это их любимая тема. Но вы всё равно слушайте, направляйте беседу, задавайте интересные вопросы. Где-то там, в дебрях рассказов о себе, вы найдете ту самую деталь, которую ищете.
3. Способность к бесстрашному исследованию деталей
Серъёзная и всесторонняя исследовательская работа всегда лежала в основе большой журналистики. Для многих это самая тяжелая часть работы — перерывать и просматривать тонны информации. Это требует огромной усидчивости и терпения. И гораздо больше, чем просто умения гуглить.
4. Уважение к дедлайнам
Уважайте дедлайны и никогда их не пропускайте. У дедлайнов гораздо больше функций, чем может показаться:
- Планирование. Сжатые сроки позволяют создавать основу для систематического и последовательного освещения событий и явлений.
- Бюджетирование. Благодаря четко распределенной работе редакция знает сколько потратит в этом месяце на конкретного журналиста.
- Управление. Дедлайны — самый очевидный маркер того, годитесь ли вы для журналисткой работы. Главным образом, в глазах вашего руководства.
Пропустите пару дедлайнов, и, скорее всего, случится одна из двух вещей:
- Вас уволят
- Или заклеймят ненадёжным и будут давать только скучные задания, игнорируя ваш вклад в работу редакции.
5. Планирование
Никогда не надейтесь, что всё само как-нибудь образуется. Сначала выясните что нужно сделать от начала и до конца, и только потом приступайте к выполнению задачи.
Способность к планированию включает тысячи разных вещей. В их числе:
- Держать в состоянии готовности и под рукой всё нужное оборудование: компьютер, блокнот и ручку, диктофон, камеру и т.д.;
- Держать под контролем своё рабочее время — вплоть до часа;
- Делать письменные заметки;
- Иметь собственную систему сортировки и быстрого поиска необходимых документов;
- Иметь «группу поддержки» — людей из разных сфер, которые могут помочь вам собрать или прояснить какую-либо информацию;
- Иметь собственную сеть контактов и источников.
И, говоря об источниках информации, никак нельзя не упомянуть и…
6. Продвинутое пользование социальными сетями
Потому что соцсети сегодня — чуть ли не самая важная рабочая лошадка современного журналиста.
Когда я начинал свою карьеру, всё, что мне нужно было для работы — это печатная машинка, блокнот с ручкой и фотоаппарат. И место в редакции, конечно.
Сегодня смартфоны заменили абсолютно всё, что вам нужно для работы над материалом.
В 2008 году функция звонка стала самой малоиспользуемой функцией мобильного телефона. В 2010 году приложения для социальных сетей стали самой используемой функцией смартфона. Способность социальных сетей сообщать новости доказала себя в 2011 году, во время Арабской весны. В 2012 году социальные сети стали главным каналом для сообщения сенсаций во время президентских выборов. Сегодня социальные сети могут стать единственным каналом, благодаря которому вы можете собирать информацию и публиковать новости. Поэтому продвинутое знание возможностей социальных сетей будет, как минимум, не лишним.
Поэтому приведите в порядок свои отношения с социальными сетями:
- пишите регулярно;
- создайте план публикаций на своей личной странице;
- отвечайте на вопросы и комментарии;
- делитесь интересными ссылками, чтобы люди видели, что вы читаете;
- принимайте участие в дискуссиях с другими журналистами;
- создавайте уникальный контент;
- просите помощи, когда это уместно.
Когда используете социальные сети для работы, следуйте следующим правилам:
- Всегда представляйтесь как журналист, когда пишете потенциальному источнику.
- Помните, что социальные сети — это не игрушка.
- Всё, что вы пишете, становится публичной информацией.
- Будьте этичными. Имейте мужество признать, что вы были не правы.
- Помните, что некоторым людям платят за то, чтобы вы никогда не добрались до истины.
- Всё проверяйте: информацию, источников и даже имеет ли право конкретный человек в социальных сетях быть экспертом или говорить от лица организации.
Оригинал презентации можно посмотреть тут.
Комментарии