Pressfeed: дай Pressfeed — первый в России сервис журналистских запросов. Дай комментарий СМИ — получи публикацию бесплатно
Запросы журналистов на Pressfeed

Pressfeed — первый в России сервис журналистских запросов. Журналистам — материал для статей и передач. Экспертам и пиарщикам — бесплатные упоминания в СМИ.

Для журналистов  Для экспертов и пиарщиков
17 декабря 2017

Правила общения с журналистами

Как сделать общение с журналистом продуктивным, не вызвать ненужного негатива и получить в итоге публикацию, устраивающую обе стороны? Рассказывает Pressfeed психолог и журналист Марина Зыкова.

За время журналистской практики накопились наблюдения о том, как реакции людей на мои запросы влияют на мою открытость к сотрудничеству. Для желающих публиковаться в СМИ делюсь рекомендациями по взаимодействию с представителями прессы через переписку, поскольку часто использую именно письменный формат.

Отклик на журналистский запрос (через Pressfeed, соцсети и по e-mail)

Ситуация 1. Первичный отклик на запрос о поиске фактуры для статей.

Мешает контакту: отсутствие приветствия и обращения по имени; панибратский переход на «привет» и «ты»; нет информации о себе, сразу встречные уточнения; нет ответов на вопросы из запроса, зато прилагается информационная справка, откуда журналист должен самостоятельно «выудить» нужные сведения; игнорирование обязательных условий запроса – например, наличие или прикрепление к отзыву фотографий весом от 1 МБ.

Помогает контакту: приветствие и обращение по имени и на «Вы»/«вы»; ответы по существу на все вопросы из запроса.

Ситуация 2. Если не могу пригласить к сотрудничеству, все равно стараюсь уведомить об этом всех, за редким исключением, кто откликнулся. Понимаю, как ценна для них определенность.

Мешает контакту: отсутствие ответного отклика. «Нереакция» забавно смотрится на фоне порой «елейных» писем от тех же потенциальных спикеров о горячем-прегорячем стремлении поработать с журналом.

Помогает контакту: ответное «спасибо» за внесение ясности, подтверждение готовности к будущему содружеству в стиле «полезен в том-то, зовите». Благодаря этому симпатия между журналистом и вами укрепляется. Держу «на прицеле» таких людей и обращаюсь в первую очередь к ним, если возникает оказия. Отказ в конкретный момент не означает крест на дальнейших перспективах.

Смотрите также:
Молчание убивает пиарщика

Прояснение и согласование нюансов сотрудничества, подготовка материала — ответы на вопросы, согласование текста

Ситуация 1. Спикер слишком экспрессивен или сильно недоволен материалом.

Мешает контакту:

– оценочные суждения и слова-конфликтогены вроде «что за странные у вас вопросы», «хоть осознаете, что вам надо».

– обобщенное недовольство без своевременного обоснования.

Из практики:

Однажды поздно вечером пришло емкое сообщение от человека, о котором готовила статью: «Очень печальное впечатление осталось от общей стилистики». Аргументы пообещали прислать на следующий день, ибо «ответ написать уже не успеваю».

Претензии сходу, без «предварительных ласк».

Из практики:

Запомнилось редкое, но меткое послание: «Я считаю, что ваше издательство должно мне моральную компенсацию. Вы две недели мне выносили мозг ради двух абзацев и обезображенной фотографии. Дебильнее идеи придумать нельзя».

Помогает контакту:

–  избегание оценочных комментариев.

– развернутая обратная связь в виде «плюс-минус-плюс».

«Плюс» — приветствие и акцент на том, с чем вы согласны, что принимаете – к примеру, отдельные доводы или попытки найти компромисс, если видите, что журналист не уклоняется от переговоров.

«Минус» — что смутило, по поводу чего и почему не оправдались ожидания, просьбы и инициативы по исправлению, если это возможно, ситуации. Помогает оставаться в ресурсном состоянии и удержаться от обвинений прием «Я-послание» — рассказ о своих чувствах с употреблением местоимения «я».

Ваше «Я расстроен, опустошен, сержусь» услышат куда с большей вероятностью, нежели оценочное «Вы дебилы».

«Плюс» — то же, что и в начале письма, но другими словами, или выражение надежды на то, что все благополучно разрешится, – «закрепление впечатления» о вашем желании прийти к консенсусу.

Эта структура обратной связи нацелена на то, чтобы поддержать контакт и психологический баланс тогда, когда так легко «свалиться» во взаимные упреки. Она актуальна на всех этапах общения с журналистами. Вы показываете, что получили письмо и не обесцениваете ни чужую, ни, что важно, собственную работу.

Хотите начать работать со СМИ, но у вас нет пиарщика, а заниматься этим самостоятельно нет времени? «Виртуальный пиарщик» сделает все за вас.

Ситуация 2. Согласование текста.

Мешает контакту:

– навязывание требований к тому, как должен выглядеть текст. К примеру, тотальная правка а-ля «учительница проверяет сочинение первоклассника»: и запятые лишние или пропущены, и синоним другой, и последовательность слов иная. Текст вдоль и поперек испещрен жирным красным шрифтом. Разве что отметки не хватает, хотя и так понятно – «садись, двойка!». Или настойчивый призыв написать больше о том, какая замечательная компания у спикера, хотя заметка не рекламная. Типичная фраза-маркер: «Вот тут нужно добавить».

Помогает контакту:

– согласование текста с героем материала предполагает проверку им соблюдения фактов. Остальное – территория СМИ. Если стилистика «режет глаз» настолько, что нельзя промолчать, допустимо внести  — но не злоупотреблять – рацпредложение вместо многочисленных указаний. Скажем: «Предлагаю тут развернуть подробнее, заменить это слово, потому что… Что думаете?». Далее – на усмотрение и добрую волю журналиста.

Подведение итогов сотрудничества  

Ситуация. Когда узнаю о том, что материал опубликован – или не опубликован, что тоже, к сожалению, иногда случается,  – пишу подробное письмо спикеру. Благодарю за совместную работу, даже если взаимодействие проходило сложно, «с надрывом», говорю, в каком номере и на какой странице размещена статья, даю список вариантов, где раздобыть журнал.

Мешает контакту: отсутствие ответного письма при имевшейся до этого дня переписке.

Некогда отвечать, коли результат уже достигнут? Публикация настолько не понравилась? Что ж, найти в себе силы поблагодарить хотя бы за новость, думаю, можно. Это не извещение о смерти или банкротстве компании.

Помогает контакту: наличие отклика, обратная связь «плюс-минус-плюс», если возникли претензии. Этот подход мне импонирует, в следующий раз предпочту обратиться к уже проверенным и доброжелательным контактам.

Из практики:

Выслала редактору истории подходящих для статьи спикеров, но заболела и материал готовил коллега. Мужчина, чью историю разместили в журнале, потом поблагодарил меня за то, что изначально выбор в его пользу сделала я. Неожиданно и приятно, хотя пообщались чуть-чуть – успела предупредить о болезни и о том, что судьба текста теперь в чужих руках.

Смотрите также:
Нужен ли пиарщику опыт работы журналистом

Резюме

Для одних имеют значение «реверансы» и «расшаркивания» в ходе общения, другие считают это потерей времени. Я – за «золотую середину». Если цель – сотрудничество, хотите быть услышанным, позаботьтесь о демонстрации вашего настроя через письмо.

Все самое интересное, актуальное и полезное — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и читайте!

Понравилась статья?

Подписывайтесь на новые каналы Pressfeed
и не пропускайте главное о медиа и пиаре

Главное про пиар и медиа сегодня

Подпишитесь на Pressfeed в Facebook
Контакты