8 советов интроверту, решившему стать мастером публичных выступлений
Алексей Бородкин, директор по продукту агентства Notamedia, делится с Pressfeed 8 принципами, которые помогли ему вылезти из раковины интроверта и стать одним из главных публичных спикеров по теме аналитики, проектирования и продуктового дизайна.
Подготовка — ваш главный друг
Я — закостенелый интроверт. Самое дурацкое, что при этом я очень люблю проводить публичные выступления — только это помогает мне убедиться в верности (или неверности) моих идей, поделиться своими мыслями с миром и рассказать о нашей замечательной компании.
Разрешить этот парадокс помогает одна особенность. Все интроверты — мастера подготовки: они любят все хорошо обдумать, взвесить и действовать только тогда, когда они полностью уверены в своих силах. Эту черту и нужно использовать, составив четкий план подготовки к презентации, учитывающий все детали. Чем больше вы потратите времени на подготовку по плану, тем спокойнее пройдет выступление — каким бы интровертом вы ни оказались.
Когда вы узнали, что будете выступать — остановитесь и проанализируйте тех, кто будет вас слушать. Базовую информацию по аудитории предоставляют организаторы; дальше остается правильно ее разобрать. Я обычно пользуюсь методом Глеба Шулишова — разбиваю аудиторию на группы, придумываю на каждую значимую группу по конкретному представителю и описываю его эмоциональный портрет. Такой метод позволяет получить всю нужную информацию о своей аудитории.
Задавайте себе вопрос — «Зачем?»
Вам нужно честно ответить на вопрос, зачем вы вообще делаете презентацию. Чаще всего на ум приходит вялое “проинформировать окружающих” — но это неправильный ответ. Мотивация есть у всех, и вам нужно четко и откровенно ее понять. В моих выступлениях, к примеру, это укрепление определенных позиций бренда Notamedia, привлечение клиентов и, чего уж греха таить, засветка себя любимого.
После того как вы разобрались с собой, нужно взять каждую из групп целевой аудитории, которую выделили на прошлом этапе, и ответить на следующие вопросы:
- Что они должны понять?
- Что они должны запомнить?
- Что они должны сделать?
Ответы на все эти вопросы ограничивают круг тем, о которых вы сможете интересно (и эффективно!) рассказать.
Тема презентации — ваш звездный час
Определившись со вводными деталями, пора приступать к выбору темы. Поначалу она может звучать сколь угодно криво, но тут важно содержание, а форму можно доводить в процессе подготовки.
Главное — чтобы в конце концов тема легко читалась, выделялась и интриговала аудиторию. Когда слушатели будут решать, идти им или нет на ваш доклад, именно тема будет решающим фактором — и он должен сыграть в вашу пользу.
Не забывайте про композицию
Придумали тему? Отлично. На этом этапе вы должны начать думать про композицию презентации, то есть выстраивать тот эмоциональный путь, который вы пройдете вместе с аудиторией за время выступления.
Хорошая история всегда строится на конфликте и преодолении проблем — это всегда интересно и захватывает внимание. Большинство хороших выступлений строится по примерно одной и той же схеме:
- Обозначаем проблему и показываем ее значимость;
- Показываем значение проблемы для нашей целевой аудитории;
- Обозначаем решение;
- Обосновываем его;
- Показываем, как решение изменит жизнь нашей целевой аудитории.
У этой схемы могут быть вариации — например, это может быть целая цепочка последовательно преодолеваемых проблем.
Кроме того, выступление должно интересно начинаться и хорошо заканчиваться. Начало доклада должно объяснять аудитории кто вы, откуда вы и почему вас нужно слушать, и интересно вводить слушателей в тему. Конец выступления должен подводить итоги и выводить слушателей на некое действие, которое они могут совершить в продолжение лекции и закрепить полученные знания (например, перейти на сайт с дополнительными материалами).
Слайды — это ваш фон, а не ваша замена
Помните, что презентация должна служить наглядной иллюстрацией вашим словам и визуально подкреплять их, но никак не дублировать речь и не переводить вас в разряд диктора, зачитывающего текст на экране (это самый страшный грех докладчика, не делайте так). Презентация — это всего лишь один из ваших инструментов наряду с вашим голосом, жестами и взглядом — и он предназначен в первую очередь для аудитории, а не для вас. Минимум текста, максимум графики и емкие тезисы — вот золотой рецепт на все времена.
Репетируйте до тошноты
Вы должны репетировать, но не должны зубрить — запомните это правило.
Станиславский в своих книгах советовал начинающим актерам следующий прием: непрерывно репетировать один и тот же фрагмент, но каждый раз делать это по-разному.
Такой прием позволяет «прощупать» тему и уже через 3 прохода понимать, какие приемы и обороты удачны, а каких надо избегать. Через 5-6 таких репитиций вы будете знать свой доклад и все словесные входы-выходы настолько хорошо, что вас будет очень сложно выбить из колеи, и вы сможете перестраивать свой доклад на ходу.
Единственными исключениями должны стать начало и конец доклада — на них лежит важнейшая задача по захвату аудитории и направлению ее в конструктивное русло, а потому они должны отскакивать от зубов.
Сколько репетиций должно быть всего? Я придерживаюсь простого правила: когда от своего доклада начинает подташнивать, то надо провести еще 2 репетиции — это знак, что доклад полностью загрузился в мою голову.
Вы будете нервничать. Точка.
Знали бы вы, как я психовал перед первым выступлением! Когда я закончил выступление, то был похож на выжатый томат и утешал себя той мыслью, что в будущем все будет проще.
Куда там! За моими плечами несколько десятков выступлений, но я до сих пор нервничаю перед очередным выходом. И это нормально: это значит, что я выхожу из зоны комфорта и делаю действительно важный шаг.
Этот мандраж может оказаться губительным и уничтожить презентацию на корню, но правильная подготовка помогает обрести уверенность в себе — и страх проходит ровно в тот момент, как я поднимаюсь на сцену и вхожу в свой мир, где все знакомо, все понятно и предсказуемо — а что еще нужно для интроверта?
Комментарии