Алёна Владимирская, основательница рекрутингового агентства Pruffi, которое занимается подбором топ-менеджмента, и проекта «Антирабство» рассказала Pressfeed о профориентации журналиста и о том, почему в будущем журналистскую работу будут выполнять роботы.

Алена Владимирская

На этой неделе все обсуждают новое информационное агентство Яндекса, где контент будут делать журналистские роботы. Эта новость, видимо, задела многих за живое: мне, например, после поста в фейсбуке посыпались десятки комментариев и личных сообщений. Люди не верят, что бездушные боты заменят «тёплые», «ламповые», «человеческие» тексты.

Никто об этом почему-то не вспоминает, но примерно такую же историю проходили в эпоху индустриальной революции — мало кто верил, что сделанные вручную ботинки и сшитые по меркам костюмы уступят место каким-то фабричным изделиям. Но сегодня мы вовсю покупаем обувь, сделанную на заводе, а ремесленные произведения — это что-то из категории «люкс», вещи для особого случая.

Роботы действительно изменят журналистику. Уже сейчас они умеют не только искать и проверять информацию так быстро, что вам и не снилось, но и выстраивать причинно-следственные связи. Не зря сейчас все нанимают и обучают специалистов по DataScience. В будущем контент для новостей и репортажей будут делать роботы — дрон долетит быстрее и снимет лучше, компьютерная программа сопоставит факты в тысячу раз быстрее, чем человек. Все задачи по сбору и организации информации перейдут роботам: журналистика фактов и анализа в стиле Bloomberg будет полностью автоматизирована.

Как быстро познакомиться с журналистами, пишущими на вашу тему, и организовать публикации в СМИ бесплатно? Pressfeed поможет.

Если стрингеры не придумают себе другое применение, через 10-15 лет им будет нечего есть. А вот специалисты, которые умеют программировать и управлять роботами, будут безумно востребованы. Но это уже другая история — не про журналистику, а про математику и ИТ.

Сейчас многие стоят на перепутье и не знают, куда двигаться дальше — в сфере медиа и так всё неспокойно, тем более, в перспективе нашествия ботов. Что делать, если вы делаете карьеру в журналистике и плохо представляете, что будет дальше, или если ваш ребёнок очень хочет поступать на журфак?

Во-первых, я могу посоветовать не получать журналистское образование в качестве основного. Чтобы работать в медиа и не остаться на пособии по безработице в горизонте 10-15 лет, надо сначала пойти и получить образование в другой области. Стать поваром, ботаником, экономистом, арт-критиком, кем угодно. А потом перейти в журналистику в качестве эксперта по первой специальности.

Учиться на репортёра смысла сейчас нет. Чтобы остаться в журналистике, нужно стать именно экспертом — то есть заниматься не констатацией фактов, а созданием смысла. Робот может гораздо лучше вас выявить и проанализировать тренд, который уже сформировался, переварив гигантский объём данных. Но он не может уловить «предчувствие тренда», какие-то невербальные знаки, эмоциональные процессы, которые происходят в обществе. Всё, что связано с догадками, рассуждениями, интуицией останется вам, но, когда тренд уже сформировался, робот про него всё расскажет лучше.

Людям останется журналистика мнений: автоматизированные алгоритмы в этой сфере работают плохо. Я, например, читаю колонку Наринской, потому что доверяю её вкусу. А когда сервис книжного магазина предлагает мне книги, которые «понравились другим пользователям», там попадается полная ерунда.

Только люди будут заниматься рискованными темами и расследованиями. Например, историями, связанными с политикой — писать про любовницу президента, преступления крупного бизнеса, какие-то острые темы про экономику и государство. Робот, конечно, умеет собирать и публиковать такую информацию, но ему это делать не дадут. Ему будут противостоять люди или такие же программы, которые обеспечивают информационную безопасность власть имущих.

Читайте также:

Единственное практическое руководство по бесплатному продвижению «Как бесплатно продвигать бизнес с помощью СМИ»

Получить книгу бесплатно

Вообще, тем, кто занимается качественной экспертной журналистикой, бояться нечего. Для них роботы — огромное подспорье. Людям не придется тратить время на фактчекинг и попытки вспомнить, где и от кого они слышали что-то по этой теме пять лет назад — бот всё найдёт и проверит.

Есть ещё один вариант развития карьеры в медиа — заняться продюсированием: создавать новые форматы, методы обработки и представления информации. То есть придумывать, как применить все эти чудесные новые технологии. Но продюсировать тоже надо будет по-новому. Хотим мы этого или нет, будущее уже наступило: все разговаривают с Siri и хотят заняться сексом с роботом, даже если не признаются. Всё это надо учитывать, если вы собираетесь делать карьеру в медиа, а не ждать, пока роботы заберут вашу работу.

Если вы всё-таки решили, что не хотите дальше работать в журналистике, и подумываете попробовать себя в другой сфере, можете попробовать наш курс «Профориентация для взрослых».

Все самое интересное, актуальное и полезное — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и читайте!