Фриланс расправил плечи. Новая философия PR-фриланса
Почему новое поколение пиарщиков выбирает удаленную работу, и что ждет агентства в недалеком будущем?
Кто такой фрилансер сегодня? Это человек, который не любит рано вставать или, может, практически киборг, который работает 24 часа в сутки и сокращает расходы клиента? Существует множество мнений на этот счет, но факт остается фактом: количество удаленных сотрудников растет по экспоненте. Но причины этого лежат не только в глобализации экономики и демократизации средств коммуникации.
По подсчетам Freelancers Union, только в США уже 34% занятого населения уже работают в качестве фрилансеров, а 80% постоянных сотрудников им завидуют и хотят подработать на стороне. Даже в России в течение пяти лет 20% всех работников перейдет на удаленную занятость. Вы скажете, что одно дело быть фрилансером среди дизайнеров или на худой конец копирайтером, но как можно строить карьеру без поддержки агентства или не соприкасаясь с брендом «in-house»?
Скачать PDF-инструкцию «Где и как публиковать широкоохватные статьи бесплатно»Действительно, этот путь не имеет ничего общего с классической карьерой. Старшие коллеги учили меня, что классика карьеры в PR — это: «от ассистента до партнера» или «от младшего сотрудника до директора по PR». У свободного специалиста нет шанса двигаться по проторенной лестнице, по крайней мере без дополнительных усилий.
Виной всему горючая смесь из нетерпеливого молодого поколения, новых инструментов эффективности и сложной ситуации в экономике. Именно в такой последовательности я предлагаю и разобрать причины
Куда приводят мечты
Прежде, чем говорить о новом поколении, важно понять о чем мы говорим. HR-специалисты любят говорить про занимающее все больше места на рынке поколение Y — это те, кто родился после 1981 года. Представьте, мы меряем под одну гребенку зеленых студентов и уже состоявшихся 34-летних руководителей. Нет, социологи бьют по площадям и дают грубые картины, вроде: инфантильные, избалованные, нетерпеливые, техноманы.
Мне лично больше нравится определения, которые обобщают не демографические данные, а культурный код. Гораздо более изящными на этом фоне выглядят громкие термины публицистов. Например, с легкой руки журналиста Mashable недавно появилось новое название для людей со, скажем так, единой системой ценностей — «якки». «Yuccies» (Young Urban Creatives) — что-то между «хипстеры» и «яппи». Но важен здесь не возраст, а ценности.
Якки ценят деньги, ведь они живут уже не в мире избытка, но рядом с деньгами они ставят такие вещи, как творческое удовлетворение и самореализация. Они не любят чувствовать дискомфорт так, что можно назвать их неженками. Но если вы не любознательны и не любите чувствовать себя вечным студентом, то вас точно нельзя причислить к этому поколению. Ценность самообразования позволила расцвести электронным образовательным ресурсам вроде Coursera, позволяющим получить высшее образования не вставая из кресла.
Корпоративные войны и интриги за повышения и надбавки не путь для якки. Другое дело — предпринимательство. Такие люди, как Марк Цукерберг, Стив Джобс и отечественный Павел Дуров — стали культовыми персонажами для молодого поколения и указали на новые мечты.
Так число молодых бизнесменов в Британии увеличилось с 2006 года почти на 70%. Это мировая тенденция, заставляющая тех самых «young urban creative» со школьной скамьи мечтать не о кресле директора, а о своем бизнесе. В первую очередь эта волна захлестнула технарей и, конечно, программистов, ведь создать что-то руками и продать — это классика предпринимательства. Но как во второй половине 20 века произошел коммуникативный поворот в экономике, так и неизбежно предпринимательский бум подступает к нематериальному производству.
В коммуникационной отрасли случилась революция. Посмотрите только на новоявленных героев — основателей SMM-агентств и владельцев пабликов вконтакте, зарабатывающие до $1 млн на мемах. В новой отрасли молодые миллениалы уже заняли все должности и создали свой мир повелителя мух. Глядя на них якки из классического PR только подпитывают свои мечты о новом статусе.
В наше время такого не было
Сейчас мне придется написать самую жестокую правду: большая часть начальников и руководителей — иммигранты, цифровые иммигранты. Для индивида, выросшего в обнимку с компьютерами и социальными сетями, поколения, заставшие эпоху Гутенберга и Маркони — как индейцы для первых поселенцев. Вы можете освоиться и быть очень успешными в сети, но станете скорее счастливым исключением. Хуже всего, что с каждым годом бизнес-задачи требуют все новые диджитал-инструменты и PR здесь идет в авангарде. Это не значит, что старшее поколение хуже, но ему правда тяжелее.
Все больше PR становится похожим на гонку технологий. Сначала пришли мониторинговые системы, затем SMM с многочисленными приложениями и «лайфхаками», которыми раньше славились SEO-специалисты. Теперь же новые инструменты, вроде Pressfeed диктуют не только скорость общения, но и стирают барьеры для коммуникации. Не зря 16 из 20 самых успешных комментаторов ресурса являются собственниками, руководителями или директорами по PR. Ведь они говорят от себя, знают, что могут заявить и им не нужно ничего ни с кем согласовывать. Такое могут позволить себе только настоящие стартапы по духу.
Последним и, возможно, самым важным аргументом в пользу перехода на фриланс стало развитие технологий коммуникации. Нет смысла перечислять все те программы, которые стали обыденностью для удаленной работы каждого специалиста. Даже неповоротливые транснациональные компании разрешают частично удаленную работу многим сотрудникам благодаря легкости управления с новым ПО. Контролировать работу теперь гораздо проще с помощью сервисов по управлению проектами, а спросить с команды результат можно в любую минуту, просто скинув сообщение в мессенджер.
Есть ли выбор на самом деле?
Когда мне, некогда свежему выпускнику с уже продвинутым опытом, предложили работу в нескольких ведущих агентствах и международных компаниях — я отказался. Дело в том, что даже известная программа карьерного роста работает со сбоями. Повышения часто задерживаются, а столпы консалтинга все чаще закрывает филиалы в стране. В последний год ситуация стала еще хуже в связи с сокращениями расходов клиентов на услуги агентств. Теперь классический «рычаг» в управлении консалтинговом агентством не работает как прежде: в ближайшие годы повышения, как и экономическая активность крупных клиентов, будут заморожены. Если мы рассмотрим ситуацию с точки зрения теории управления агентством Девида Майстера, то может получиться, что в агентствах будет слишком много партнеров при недостатке исполнителей средних и низких уровней. А ведь именно они осуществляют великую стратегию старших партнеров, что, в конце концов, отразится и на клиентах.
С другой стороны — фриланс. Покинув агентства я почти сразу восстановил свой заработок и вышел в плюс. Самым приятным стала мотивация в виде установки: «хорошая работа — хороший заработок». Получив статус ИП, я приобрел налоговый статус, позволяющий почувствовать всю ответственность гражданина, но и дающий возможность экономить клиенту. Даже агентству порой гораздо выгоднее работать с юридическим лицом, чем нанимать в штат нового сотрудника на средние позиции.
Куда двигаться после
Работая с клиентом редко можно получить навыки, скорее отточить имеющиеся. Тогда на помощь приходит сообщество. Работая в командах с более опытными коллегами, советуясь с ними и участвуя в совместных летучках можно наверстать текущее знание. Такая роскошь доступна и для фрилансеров, которые умеют правильно работать в команде с другими свободными старшими товарищами. Однако важно заметить, что все же уходить в свободное плавание без опыта в агентстве практически невозможно. Некоторые базовые принципы экономики процесса и общения с клиентом должны быть заложены заботливой рукой наставника в классическом агентстве. Но вот дальше агентство или крупный PR-отдел только навредит. Холодное отношение к небольшим клиентам, формализация процедур и негативное отношение к новым идеям — все это минусы работы в корпорации, которые поражают ум и инициативу преданного сотрудника.
Ответ стартап-культуры — агентство наоборот, сетевое агентство. Культура партнерств, где даже младшие ответственные сотрудники часто являются акционерами, переродилась в новой идее, в духе краудсорсинга. Например, Британское агентство THE PR NETWORK, которое работает с 650 фрилансерами по всему миру, управляются небольшой командой в головном офисе и сильно экономят на аренде огромного офиса и административном аппарате. Причем клиентами этого агентства являются не только средней руки стартапы, а крупные лидеры вроде MasterCard, Deloitte и Apple. Секрет в том, что они нанимают только мотивированных и подготовленных фрилансеров, которым интересен проект, и с которыми они делят прибыль, а не подсаживают на оклад.
Такой подход с разветвленной сетью пиарщиков позволяет работать не столько с глобальной стратегией бренда, но помогает эффективно выполнять ее на местах. Но самое главное — все участники процесса остаются независимыми фрилансерами. Самоорганизующиеся системы со всеми их профессиональными блогами, свободным обменом опытом и энтузиазмом уже перевернули сферу программирования. Настало время для PR.
Автор: Иван Дробышев, основатель первого сетевого агентства Grechka Communications , независимый PR-специалист в области технологий и IT.
Комментарии