Как писать лонгриды, чтобы их читали. 11 важных правил

Главный редактор самиздата «Батенька, да вы трансформер» Григорий Туманов прочитал лекцию в Институте «Стрелка» о лонгридах. Мы в Pressfeed изучили инструкцию по сторителлингу от Туманова, делимся ею с вами и хотим заодно спросить — а вы читаете лонгриды?

1. Зачем писать лонгрид,когда все смотрят видео и читают твиты?

Во-первых, это захватывающе: вы работали над текстом месяц, разбирались в теме, и это было похоже на сдачу крови и продажу собственных органов. Во-вторых, новости живут мало, а лонгрид можно перечитывать бесконечно и делиться им, создавая новый инфоповод. К тому же лонгрид — это путь в большую историю.

2. Текст начинается с гипотезы, как и любое исследование.

Потом необходимо найти экспертов, которые разбираются в нужной теме. Обратившись к пяти политологам, можно понять, что это не те, кто вам нужен. Придется начать снова, внимательно вчитываться в комментарии, работы и биографии новых экспертов.

3. «Лонг» не значит длинный.

Тексту не обязательно быть огромным. Пусть его объем зависит от количества фактов, героев и экспертов. Не нужно склеивать текст искусственно, главное, чтобы каждый абзац рассказывал читателю что-то новое.

4. Найдите героя.

Нужны публикации в СМИ?
Как быстро познакомиться с журналистами, пишущими на вашу тему, и организовывать публикации в СМИ бесплатно?
Как это работает

Это можно сделать через социальные сети, можно позвонить тем же экспертам и узнать, нет ли у них подходящих знакомых. Занудно обойдя всех, выберите хотя бы двоих и тут же бегите с ними встречаться. Если в итоге второй рекомендует поговорить с первым, значит вы собрали достаточно фактуры — победа.

5. Вернитесь еще раз к своей теории.

Насколько она похожа на то, что вы задумывали изначально? От теории не нужно сильно отклоняться, как и подстраиваться, подгоняя под нее фактуру.

6. Забудьте все, что собрали, на какое-то время.

Думайте о фиалках, о том, что надо купить новый телефон, поменять стекло на старом, пока материал переваривается в голове. Параллельно читайте другие тексты, и не только статьи и нон-фикшн. В художественной литературе можно подсмотреть много приемов.

Виртуальный пиарщик
Поможет наладить работу со СМИ без своего пиарщика или агентства
Увеличит число упоминаний о вашей компании
Обойдется в 2-3 раза дешевле
Как это работает

7. Начать текст cо сцены — старый журналистский прием.

Им все еще пользуются Newsweek и The New Yorker. Зацепив этим читателя, вы объясняете, что происходит. Потом переходите к предыстории, рассказываете, как все началось. Главное, не увлекаться сильным погружением в «исторический контекст». После этого можно выводить экспертов.

8. Цифры всегда украшают текст.

Особенно если они не выдуманные. Показательная статистика — лучший аргумент.

9. Расскажите, как выглядит ваш герой, покажите его ботинки.

“Как бесплатно продвигать бизнес с помощью СМИ”
10 кейсов о росте трафика, продаж, продвижении...
Скачать книгу бесплатно

Детали не должны существовать ради самих деталей, они должны иллюстрировать ваши утверждения. Поэтому важнее, например, не то, что герой стоит, облокотившись на трибуну, а то, что он постоянно дергает глазом. Читатель не будет помнить все в тексте, в том числе имена из первого абзаца. Называйте должности, возвращайте читателя, напоминая: «Тот самый персонаж, который…»

10. Спросите себя: «Зачем это все? Зачем я пишу этот текст, зачем его кому-то читать?»

Ответ может быть неутешительным. Главное, не поддаваться эмоциям, лучше обсудите это с коллегами. В целом пытайтесь рассказывать людям о том, что вы пишете, став на время самым невыносимым человеком на земле. Концовка как в кино — это всегда эффектно. Кинематографические приемы помогают читателю добраться до финала. Решите, что у вас: полицейский сериал или черная комедия, «Парни со стволами» или «Волк с Уолл-стрит»? Используйте киногероев, вспоминайте их в тексте.

11. Поздравляем, вы мысленно написали лонгрид, осталось задаться последними тремя вопросами.

«Дочитал бы это я сам?» — если автору тяжело пробираться через свой текст, надо вернуться в самые скучные куски, безжалостно удалить не самые важные контрапункты. «Дочитала бы это моя мама?» — мама, как известно, универсальная мера всех статей. Ее искреннее удивление сюжетным поворотам — знак удачного сторителлинга. «А что скажет редактор?» — если говорит переписать, возвращаетесь к первому пункту и начинаете все сначала.

По материалам Strelka Magazine

[playbuzz-item item=»5235966c-909e-443a-876c-68975fd295b3″ format=»story»]

Pressfeed.News
Читайте также
Как составить контент-план на следующий год Как в Лайфхакере проверяют «экспертность и чистоплотность» спикеров Как предложить свою колонку для публикации в ведущие издания Как улучшить ваши тексты. 7 простых советов
Требуются представители бизнеса - предприниматели, пиарщики, маркетологи в качестве авторов статей или спикеров для «РБК», «Коммерческий директор», «Бизнес инсайт»
Чтобы посмотреть темы и ответить на запрос, пройдите бесплатную регистрацию на Pressfeed
Вы - специалист в определенной области и готовы давать комментарии к статьям и интервью в СМИ
Вы - специалист в определенной области и готовы давать комментарии к статьям и интервью в СМИ
Вы - представитель СМИ и хотите размещать запросы на комментарии экспертов к вашим статьям
Вы - представитель СМИ и хотите размещать запросы на комментарии экспертов к вашим статьям
Пройти тест«Получите список СМИ, готовых к публикации»
23 декабря в 18:00 мск Long talk Pressfeed c основателем MediaMedia.me Сергеем Якуповым Зарегистрироваться