Евгения Иваненко, копирайтер агентства iPAPUS, рассказала Pressfeed, какими качествами должен обладать хороший копирайтер, на что нужно обращать внимание при подготовке текстов, и с чего начинать тому, кто еще только стартует в таком непростом деле, как копирайтинг.

Кто такой копирайтер

Профессия копирайтера набирает популярность с каждым днем. А почему бы и нет? Копирайтеры, как правило, работают удаленно, то есть не нужно ездить в душном транспорте в офис через весь город — проснулся и с чашкой кофе сел за компьютер. Большинство специалистов работают на себя, а не на компанию, сами планируют рабочий график, сами ищут себе заказы и ни от кого не зависят. Деньги при достаточном таланте очень неплохие, пиши себе на заданную тему и наслаждайся жизнью.

Раньше считалось, что копирайтер — это тот специалист, который может создавать рекламные призывы и презентационные статьи. Однако сейчас это понятие более широкое. Просто писать лозунги не получится. Нужно обладать определенными знаниями в SEO, быстро и качественно усваивать новую информацию, способность писать «от себя», а не просто переписывать чужие тексты иными словами. И еще много чего нужно, о чем я вам сейчас и расскажу.

Небольшая предыстория

Случилось так, что, проработав почти 17 лет на ресторанных магнатов, мне нужно было срочно что-то менять. Причем менять в пользу работы на удаленке. Так я попала в iPAPUS.

До сих пор с трепетом вспоминаю свои первые тексты. Руки трясутся, каждое слово дается с трудом, а проверка на специальных сервисах по всем показателям вообще грозила мне микроинфарктом. И это я еще молчу об ожидании критики от клиента.

Это ждет каждого новичка. Потом становится легче.

Итак, вы присоединились к рядам копирайтеров. Перед вами компьютер и готовность создавать шедевры.

Что же нужно знать и к чему быть готовым, чтобы каждый текст был по-настоящему достойным не только для читателя, но и для поисковых систем в интернете?

План копирайтера

Вы получили долгожданное ТЗ, где есть количество символов, ключевой запрос, который нужно вписать и даже похожие статьи от конкурентов, чтобы было легче изучить материал и понимать, о чем писать. А дальше? Помните, как в школьные годы мы писали сочинения на основе прочитанных произведений? Так вот преподаватель всегда давал своего рода план написания, то есть список вопросов, которые нужно раскрыть.

Здесь ситуация похожая, только эти вопросы никто на блюдечке не принесет, и соображать надо самостоятельно. Еще в своем первом тексте я выработала стратегию, которая применима почти для всех заданий. И меня это пока не подводило.

  • Что это?
  • Зачем оно нужно?
  • Как этим пользоваться? (по ситуации).
  • Результат применения.
  • Вывод.

Это стандартный список, который может слегка видоизменяться, но смысл остается. Когда мысленно задаешь себе эти вопросы, становится легче писать. Даже если в задаче висит десять тысяч знаков без пробела о бельевых веревках.

Смотрите также:
Как сделать портфолио копирайтеру, журналисту и контент-менеджеру. Обзор лучших сервисов

Главные показатели копирайтинга

О чем писать знаем, тему изучили досконально. А не все так просто! Каждый ваш клиент хочет быть первым в списках поисковых систем, и ваша работа по созданию текстового контента играет в этом очень большую роль. Чтобы страницы с вашими текстами не болтались где-то в задних рядах, нужно строго следить за показателями.

1. Уникальность или процент плагиата. Современные студенты об этом знают не понаслышке. Мало содрать курсовую работу из сети, нужно сделать так, чтобы она была максимально похожа на «самостоятельную». Преподаватели в институтах активно пользуются сервисами антиплагиата и могут быстро вычислить тот факт, что нерадивый ученик по факту пальцем о палец не ударил.

Здесь так же. Просто списать не получится. Текст должен быть 100% уникальным. Спасибо «Текст.ру» за подмогу. Отличный бесплатный инструмент для того, чтобы проверить качество написанного. Словами-то мы все равно пользуемся одинаковыми, особенно это касается определенных тем, где своя терминология. Поэтому порой — говорю из личного опыта — вроде и пишешь исключительно из головы, а в итоге получается, что где-то такое уже было. Сервис удобен тем, что подсвечивает участки, которые уже «засветились» в сети, и видно, что именно нужно исправить.

2. Заспамленность. «Наши звезды самые звездатые звезды в мире» — помните эту бородатую шутку? Классический и понятный пример спамного текста. Проще говоря, каждая написанная работа должна быть «заточена» под определенные ключевые слова или фразы — по ним пользователи сети находят нужную информацию. В идеале заспамленность не должна превышать 40-45%. Вычислить это поможет все тот же «Текст.ру». Если показатель выше, то поисковые боты могут воспринимать написанное как SEO-оптимизированный текст и не пропустить страницу вперед. Вам, как копирайтеру, это чести не сделает. Опять-таки все часто повторяющиеся слова подсвечиваются, а их количество выплывает списком внизу страницы. Так что исправить можно, поменяв на синонимы.

Небольшой секрет по спаму. Из личного опыта скажу, что написать текст на 10 тыс. знаков при понимании темы можно и за 3-4 часа. А вот почистить его от спама — для меня стресс! Иногда целый день сижу как клуша перед монитором и гоняю эти проценты туда-сюда. Если с первого раза не получается довести все до ума, лучше отпустить ситуацию и заняться временно другой работой. Эффект замыленного глаза получается. А свежим взглядом когда посмотришь, сразу все становится на места.

3. Вода. Это такие слова-словечки, которые очень хитрым копирайтерам помогают раздувать материал. Например, нужно написать о той же бельевой веревке. В задаче стоит ну очень много знаков, и вместо того, чтобы писать полезную информацию, специалист делает так — «если посмотреть со стороны, можно с правой, можно с левой, то все равно будет точно ясно и досконально понятно, что в любых погодных условиях, в любой части мира на бельевой веревке можно сушить простыни».

Думаю понятно, что вся суть заложена всего лишь в пяти последних словах, а все остальное для знаков, за которые платят деньги. Конечно, клиенты не дураки, чтобы такое принимать.

Но самый главный критик — это поисковик. Чтобы страница ранжировалась, процент воды должен быть от 10 до 60. Но здесь все очень туманно, поскольку многое зависит от сервиса, который при проверке помогает вычислить показатель. Для сравнения, там где «Текст.ру» покажет 18%, «Адвего» высветит все 60. Я ориентируюсь на первый сервис и не допускаю выше 22%.

4. Тошнота. Вот бывает, что читаешь материал и прям тошнит. В первую очередь, мы пишем для людей, то есть написанное должно адекватно восприниматься человеческим мозгом, а не бесить. Бесят и людей, и поисковые системы стоп-слова или так называемые шумовые. Сами по себе они не несут абсолютно никакого смысла, а поисковиками при ранжировании игнорируются.

Однако, совсем без них не обойтись, поскольку текст не будет выглядеть органичным, а вписать специалисту лаконично ключевые слова не получится. Среди таких слов предлоги, союзы, частицы и междометия. Также за шум воспринимается переизбыток знаков препинания.

Читайте также:

Пиарщику, маркетологу, руководителю!
PDF-инструкция «Где и как публиковать статьи бесплатно. 18 медиа-площадок с большими аудиториями».

Получить бесплатно

Пользуйтесь сервисами семантического анализа. Например «Адвего» покажет классическую тошноту и выдаст список стоп-слов. Не допускайте показатель выше трех процентов.

5. Читаемость и чистота. Если вы пишете рекламный материал, забудьте про преувеличение значимости описываемого продукта. Например, «Крепчайший восхитительный цейлонский чай!». Чем проще, тем лучше и для читателя, и для поисковика. Но если вдруг где-то промелькнет (никто не застрахован) — отправляйтесь вместе с написанным на «Главред». Там можно проанализировать читаемость текста и его чистоту. Все, что плохо, автоматически подсветится и можно будет исправить.

Смотрите также:
Как писать статьи для публикации и правильно общаться со СМИ. 8 важных правил

Качества идеального копирайтера

Есть еще несколько моментов. Это я о тех качествах и условиях, которыми копирайтер должен обладать.

1. Способность быстро усваивать новую информацию. Если вы от природы «информационный наркоман», считайте, что вам повезло. Мы пишем на разные темы и меняются они с завидной скоростью — сегодня тортики, а завтра пескоструйная очистка металла от коррозии. И сказать, что я девочка, это не мое — не прокатит. Учитесь быстро разбираться во всех вопросах, ведь качество написанного напрямую зависит от того, как вы понимаете тему. И если это будет понятно вам, то и читателя заинтересует. Конечно, можно сделать банальный рерайт, но поверьте, качества тексту это не предаст.

2. Покой и тишина. Наивно полагать мамам в декрете, что можно пойти в SEO-писатели с двумя грудными детьми. Процесс как-никак творческий и требует полной отдачи и сосредоточенности. Детей в ясли, мужей на работу, а борщ подождет. Это такая же работа, даже если вы, лежа на диване с электронной сигаретой в зубах, как я, создаете свои шедевры.

3. Литературный талант и грамотность. Специальные программы могут посчитать за вас количество символов, уникальность и даже определить читаемость текста. Но хороший и грамотный материал они за вас не напишут никогда. Надо обладать способностью составлять интересные предложения, гармонично раскрывать тему и, элементарно, не писать с ошибками. Короче говоря, если школьные сочинения были для вас хуже задач по химии, то это уже признак того, что красиво писать вы вряд ли умеете. Это лучший способ оценить свои способности.

Заключение

А теперь обращусь к владельцам сайтов. Если вы думаете нанимать ли специалиста или писать контент самому, то подумайте тысячу раз и наймите копирайтера.

И говорю я об этом не с целью заполучить себе очередного клиента, а потому что, если вы цените свое время и деньги, это будет грамотной инвестицией в бизнес. Главное — найдите «своего» писателя, который будет с вами на одной волне.