Издатель «Лайфхакер» Алексей Пономарь: «Я и не подозревал, что такое можно делать в Ульяновске»

«Очумелые ручки» нашего времени — сайт «Лайфхакер» — рассказывает своим читателям о 10 способах сделать что-то и 15 способах этого не делать. За десять лет существования сайта число людей, нуждающихся в подобном знании, достигло 10 млн человек в месяц. Издатель «Лайфхакер» Алексей Пономарь рассказал в интервью Pressfeed, почему променял энергетику на интернет, как рулить известным ресурсом из Ульяновска, кто придумывает главные лайфхаки и о ком «Лайфхакер» никогда не напишет.

«Лайфхакер» визуально почти полная калька американского Lifehacker. Это  специально?

А как же! Мы тщательно скопировали белый фон и черный шрифт с американского сайта. Кроме того, мы специально используем время от времени буквы английского алфавита в иностранных названиях. Эти наглые приемчики и позволяют нам выживать на протяжении 10 лет.

То есть вы сейчас как бы обиделись на то, что кто-то посчитал ваш сайт похожим на американский Lifehacker? Ну ок, давайте не будем об этом. Русский «Лайфхакер» был создан предпринимателем из Ульяновска Сергеем Булаевым. Вы тоже живете в этом городе. Редакция сайта там находится, управляете бизнесом вы тоже из Ульяновска. Есть какие-то особенности создания и управления крупной онлай-площадкой из региона? А то обычно все в Москву едут.

Особенности есть, у кого их нет. Во-первых, локальный рынок практически не содержит готовых специалистов с нужным опытом, поэтому всем новичкам приходится очень многому учиться, прежде чем они начнут работать на полную мощность.

Во-вторых, из-за этого мы стали одной из первых распределенных компаний.

Главред сидел в Киеве, авторы — по всему миру, а продуктовая и коммерческая команды — в Ульяновске. Со временем ульяновская часть разрослась и окрепла, но от работы с удаленными сотрудниками мы не отказались. Например, наш технический директор какое-то время работал из Нижнего Новгорода, руководитель дистрибуции живет в Саранске, менеджер по партнерским отношениям в Чебоксарах, директор по развитию в Москве. Распределенная команда не всегда благо, но в условиях дефицита кадров это, наверное, лучшее из возможных решений.

До «Лайфхакера» вы работали программистом в одной из ульяновских энергокомпаний. И тут вдруг возглавили такой необычный онлайн-проект. Почему?

Как говорилось в старом советском анекдоте — повезло.

До прихода в «Лайфхакер» я несколько лет активно интересовался всем, что происходило вокруг Веб 2.0 и блогосферы. Многие знакомства из той поры потом оказались очень полезны, когда хобби стало бизнесом. Когда познакомился с Сергеем Булаевым и узнал о его проектах, то сказал ему то же, что нам до сих пор говорят многие кандидаты на собеседованиях — я и не подозревал, что такое можно делать в Ульяновске.

На тот момент я уже добился карьерного потолка на тогдашнем месте работы и строил планы по переезду, конечно же, в Москву. Но Сергей позвал делать «Лайфхакер» и это было одно из лучших решений в жизни.

Если быстро в двух словах обозначить концепцию «Лайфхакера», то это «ноу-хау» в старом понимании этого выражения — как сделать то-то такими-то способами. Но если зайти в поисковики и задать любой запрос со словом и смыслом «как», «Лайфхакер» в топе не увидишь, зато там будут ваши конкуренты. Почему? Откуда в этом случае берется ваша аудитория в 10 млн ежемесячно?

Мы нашу концепцию стараемся уложить в одно слово — польза.

Поскольку поисковая выдача давно уже стала индивидуальной и учитывает множество ваших поведенческих факторов, включая историю посещений, не могу сказать, почему вы видите то, что видите. Знаю, что поиск приносит нам больше половины трафика и это хороший результат, хотя и его необходимо улучшать.

10 млн — результат, на котором мы точно не планируем останавливаться.

Кто и как придумывает темы для публикаций? Кто ваши основные авторы? Сколько человек сейчас работает в редакции?

Иногда автор приходит с идеей, но чаще всего — работа коллективная. В редакции поощряется поиск новых тем и обмен мнениями — из этого часто рождаются самые крутые статьи. Над редакционными задачами работает около 35 человек, часть из них внештатно. Еще человек 15 в компании отвечают за разработку, дизайн, продажи.

Вы довольно часто публикуете заметки, так или иначе касаемые AliExpress. Эта тема сейчас настолько популярна?

Среди изданий «Лайфхакер» начал писать про AliExpress одним из первых, а теперь такие рубрики выросли практически везде. Это что-то говорит о популярности, наверное. Для нас эти заметки сперва были интересны просто как способ развлечь аудиторию, а полтора года назад мы поняли, что это может быть и неплохим источником дохода — мы получаем небольшую комиссию за покупки наших читателей. Из этого выросло целое направление монетизации. Скоро планируем запустить в этой области кое-что интересное и полезное для наших читателей.

У вас есть рубрика «Реши за меня». Вот я спросила у рубрики, что мне стоит посмотреть – «Игру престолов» или «Твин Пикс». Сказали – «Твин Пикс». На основе чего рекомендации выдаете?

Есть такой лайфхак: если вы не знаете, какой из вариантов выбрать, подбросьте монетку. Пока она крутится в воздухе, вы поймете, какой вариант на самом деле хотите выбрать. На этом принципе построен и наш «Решатор». Неважно, какой вариант он вам посоветует, окончательное решение все равно будет вашим. Он просто чуть-чуть подтолкнет вас.

Мне все равно «Игра престолов» больше нравится, но новый «Твин Пикс» тоже посмотрю раз уж так. Рубрики типа «Решатора» — понятно, развлечение для  аудитории. На чем зарабатываете?

На рекламе. Понимаю, ответ кажется неожиданным. Натив, спецпроекты, медийка, контекст. Мы стараемся зарабатывать всеми доступными способами. У медиа не бывает лишних денег, надо же не выживать, а расти и развиваться.

Какое самое сложное решение в жизни вам пришлось принимать, как издателю?

Сложность принимаемых решений растет вместе с ростом проекта. Так что самые сложные решения еще впереди. А так — тяжело закрывать проекты, в которые уже вложено много сил, и расставаться с людьми, с которыми долго работал.

Я хочу, чтобы про меня написали в «Лайфхакере». Что нужно для этого сделать?

Рассказать свою историю, которая принесла бы нашим читателя новые знания или вдохновение.

Что нужно сделать, чтобы в «Лайфхакере» никогда про меня не написали?

Ничего. У большинства людей это неплохо получается. Еще можно быть тренером личностного роста, но это почти одно и то же.

Какие качества обязательно должны быть у человека, которого вы бы приняли на работу?

Широкий кругозор, любопытство, самостоятельность и ответственность.

Что вы делаете сразу же, как приходите на работу?

Первым делом смотрю текущие ключевые метрики, почту и мессенджеры.

А потом я поднимаюсь, одеваюсь, завтракаю. Начинаю работать сразу, как только просыпаюсь — к сожалению, не следую многим советам, которые дает наша редакция.

Самые любимые и нелюбимые 30 минут в течение дня?

Самые любимые — поздно ночью, когда не отвлекает текучка и можно заняться всякими исследованиями, экспериментами, прочитать отложенные за день статьи. Нелюбимых нет.

Лучшая статья, которую вы прочитали за свою жизнь.

Самый сложный вопрос. Завидую людям, которые могут сказать о чем-то — «лучшее, что было в жизни».

Дудь или Познер?

Наш «Решатор» говорит, что Дудь.

 Шнур или Ургант?

Не слежу за их творчеством.

Ваша самая дорогая по стоимости личная вещь?

Автомобиль. После него — ноутбук.

Ваша самая дорогая сердцу личная вещь?

Старый сборник рассказов Шекли. Это одна из первых книг, которая в детстве положила начало моему увлечению фантастикой. А это увлечение довольно сильно повлияло на мое дальнейшее развитие.

Лучший совет, который вы бы  дали себе 20-летнему? И лучший совет себе, каким вы будете через 20 лет?

Двадцатилетнему — не бойся ошибаться, пока еще можно это делать без больших последствий. Себе через 20 лет — не превращайся в старика. Никогда.

Pressfeed.ru - самый простой способ получать публикации о своей компании в СМИ.
Подпишись на запросы журналистов.