Положительная обратная связь — то, что сейчас особенно нужно вашим сотрудникам. Как правильно ее давать? Пять советов
Teamlead команды PR издательства «МИФ» Вера Трахимович, рассказала Pressfeed.Журналу, чего может не хватать людям для эффективной работы в напряженной атмосфере.
Зачастую мы пропускаем положительные отзывы мимо ушей, дожидаясь ложки дегтя. Если человек говорит: «Отличная работа», мы ожидаем, что за этим непременно последует союз «но». К тому же многим из нас откровенные похвалы кажутся лишними. Коллеги — взрослые люди, а нужно ли взрослым постоянное ободрение? Особенно если сотрудничество win-win.
Оказывается, этого мало. Похвала помогает ощутить лояльность и сопереживание друг к другу. Как правильно давать положительную обратную связь? Я прочитала книгу «Обратная связь» издательства МИФ и выделила несколько ключевых советов.
1. Соотношение критики и похвалы
В книгах пишут, что сотрудникам нужно больше критических отзывов, что они предпочитают слушать горькую правду, ведь она помогает учиться и расти. Как определить идеальное соотношение похвалы и критики? К примеру, если вы сделали замечание: «Что-то тебя не было видно на двух последних собраниях», сколько раз нужно для компенсации сказать: «Я ценю твои усилия»?
Многие руководители считают, что лучшая пропорция похвалы и критики — два к одному. Такое соотношение вполне разумно, если ваша цель — заурядный результат, но никуда не годится, если вам нужны отличные показатели.
Команды, которые получают от руководителей классический «коктейль» — две части похвалы на одну часть критики, — обычно становятся середняками, не самыми худшими, но и не лучшими. А вот блестящие команды, которые приносят астрономическую выручку и вызывают восторг у клиентов, в среднем получают 5,6 похвалы на каждое замечание.
2. Указывайте на прогресс
Ощущение достигнутого прогресса мотивирует сотрудников и придает им бодрости. Помощь руководителя будет как нельзя кстати. Вы можете указать на положительные сдвиги в трудном деле.
Допустим, сотрудник учится вести переговоры. Ему пока не удалось заключить крупную сделку, но ведь что-то уже пошло на лад? Может быть, он стал тщательнее готовиться к встречам или научился сохранять выдержку и больше не реагирует на резкий тон собеседника. Подчеркните, что все это ключевые навыки, которые теперь появились, хотя два месяца назад их еще не было. Помогите сотруднику разбить путь к цели на мелкие этапы, чтобы он отслеживал собственный прогресс.
3. Благодарность за усилия
Перейдем к третьему вопросу: что хвалить? Будем честны: одних сотрудников ценить легче, чем других. Если вы недовольны или разочарованы чьей-то работой, то на уме у вас в первую очередь недостатки, а не сильные стороны. Но это не значит, что можно просто пробурчать: «Спасибо, что приходите на работу каждый день». Сарказм начальника не добавляет здоровья атмосфере. Если чья-то работа оставляет желать лучшего, а похвала кажется ложью, не стоит рассыпаться в комплиментах, но вот благодарность за усилия выразить нужно.
Избегайте неискренней похвалы. Не говорите: «Меня приятно удивил ваш отчет», если на самом деле документ ничем не блещет. Во-первых, сотрудник может подумать, что большего вы от него и не ждете. Во-вторых, он, вероятно, и сам догадывается, что отчет слабый. Если вы сейчас похвалите неискренне, в следующий раз не поверят вашему даже вполне заслуженному комплименту.
Возможно, вам пригодятся эти знания: за что, помимо усердного труда, люди хотели бы получать благодарность? По данным исследователей, сотрудники мечтают, чтобы руководство ценило, когда они:
- выходят за рамки должностных обязанностей;
- занимают проактивную позицию и проявляют инициативу;
- берут на себя ответственность за решение давно назревшей проблемы;
- предлагают конструктивные идеи;
- проявляют лояльность и вовлеченность;
- поддерживают командную работу.
4. Всегда есть, что хвалить
Проверенный прием — хвалить и признавать любые улучшения. Даже если чьи-то успехи пока бледноваты, их стоит отметить. Искреннее ободрение (и одобрение) очень помогает. Скажите что-то совсем простое, например: «Я вижу, ты стал гораздо реже нажимать “Ответить всем”, когда подтверждаешь участие в командных мероприятиях. Это очень хорошо».
Если сотрудника трудно похвалить за что-то конкретное, постарайтесь обратить внимание на вредную или непродуктивную привычку, от которой ему удалось избавиться. Мы редко замечаем исчезновение проблемы, так что сделайте паузу и подумайте, возникала ли проблема на этой неделе, и, если нет, обязательно отметьте улучшение.
5. Мужчины и женщины
Зачастую мы неосознанно адресуем женщинам неопределенную похвалу, а мужчин хвалим за конкретные навыки, действия и результаты.
Если взрослым респондентам дают список прилагательных и просят выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют женщин, они непременно подчеркивают эпитеты «заботливая», «дружелюбная», «организованная» и «отзывчивая». В сущности, они описывают идеальную маму, к которой хочется прийти домой после тяжелого дня в школе.
Попросите тех же респондентов выбрать слова, лучше всего характеризующие мужчин, и получите описание Тони Старка, персонажа фильма «Мстители»: «спортивный», «с деловой жилкой», «уверенный в себе», «решительный».
Не поддавайтесь распространенной привычке хвалить женщин как помощниц, а мужчин как лидеров.
Комментарии