В кризис пиарщики существуют в парадоксальной ситуации: с одной стороны, компаниям они нужны, причем в больших количествах. В то же время пиарщиков часто увольняют. Как так получается? Создатель HR-агентства Pruffi Алёна Владимирская и эксперты проекта «Антирабство» собрали истории сотен людей, проанализировали и создали универсальные «карьерные карты» для отраслей, по которым больше всего ударил кризис, от банков и инвестфондов до масс-медиа. Вот практические советы о том, что PR-специалистам делать в кризис, от Владимирской специально для Pressfeed:
Алёна Владимирская, проект "Антирабство"

Алёна Владимирская, проект «Антирабство»

В отличие от других отраслей, во время кризиса в PR не уменьшается общее количество вакансий. Даже наоборот — вакансий открывается больше, и зарплаты не падают, а остаются на прежнем уровне. Это происходит, потому что во время экономического упадка и стагнации компании выгодно брать хорошего пиарщика — он повлияет на продажи и репутацию компании, а значит, можно будет уменьшить рекламные расходы. Увольняют только тех, кто не может принести бизнесу реальную, измеримую пользу. Что делать, если вы работаете в PR, вам всё нравится, и вы планируете продолжать свою карьеру в том же духе?

  1. Научиться работать без бюджета. Главное — надо стать не пиарщиком «вообще», а специалистом в какой-то конкретной отрасли, где вас знают, любят и уважают журналисты. Если не любят, то хотя бы уважают. Это история про нетворкинг: обзаведитесь рабочими связями в вашей сфере, подружитесь с отраслевыми изданиями, делайте бесплатные публикации и спецпроекты. Покупать публикации может каждый, а выстраивание сети работающих профессиональных контактов — признак профессионализма.
  1. Владеть новыми инструментами. Тот, кто сегодня всё ещё использует сервисы-релизоприемники и не знает, что такое PressFeed, скоро потеряет работу. Карта СМИ быстро меняется, пиарщик должен следить за этими изменениями. Используйте социальные сети и приложения, изучайте, куда сегодня пошли юзеры — продвигайте вашу компанию в Facebook и Instagram, откройте свой канал в Telegram, делайте трансляции в Periscope. Работать по новым каналам и использовать партнёрские истории очень важно.
  1. Оценивать эффективность своей работы. Нужно осознать, что пиарщиков теперь оценивают не «вообще», а по конкретным критериям, так же, как и маркетологов — по количеству сгенерированных лидов, заказов, новым клиентам. В кризис часто бывает нужно работать против «чёрного» пиара, улучшать репутацию компании вопреки экономическим обстоятельствам. Чтобы у руководства не возникало вопросов о необходимости содержания PR-отдела, надо ставить себе конкретные цели и пересчитывать результат в деньги.
Как быстро познакомиться с журналистами, пишущими на вашу тему, и организовать публикации в СМИ бесплатно? Pressfeed поможет.

Другой вопрос — что делать, если вы устали, поняли, что PR — это не ваше, и хотите сменить профессию?

  1. Первый путь, очевидный — стать журналистом со специализацией в той сфере, где вы работали пиарщиком. Таких примеров много: например, ты хорошо знаешь про хай-тек или недвижимость, соответственно, ты уходишь писать про это в тематические издания. Вероятность найти подобную работу очень большая. Но нужно учитывать, что по медиа кризис ударил сильно — зарплаты упали, на рынке застой, который вряд ли скоро закончится, и в деньгах от такого перехода не выиграешь.
  2. Не такой очевидный, но тоже довольно распространённый переход — в НКО и благотворительность. Многие пиарщики идут работать в фонды или некоммерческие организации, либо в отделы, отвечающие за благотворительность, внутри больших компаний. Работы в НКО будет оплачиваться хуже, чем PR в коммерческой компании, но будет очень интересной. Устроиться в НКО вполн реально, однако стоит помнить о том, что организации с иностранным финансированием сейчас на волоске от закрытия по политическим причинам.
  3. Имея опыт работы в PR, можно стать менеджером проектов. В проекты, основанные на технологиях — например, сервисы заказа такси или доставки еды, — идти не надо. Но стоит попробовать пробиться любые контентные проекты, где важен текст — например, массовые сервисы, связанными с консультациями, пресс-релизами, всё, что связано с понятными потребностями людей, не завязанными на сложные технологии. Также это могут быть проекты из той области, где человек раньше специализировался. Например, вы долго проработали пиарщиком в фэшн — вы совершенно спокойно можете идти в эту сферу менеджером проектов. Здесь даже не надо бояться, что не хватит технических компетенций, потому что вы будете работать с техническим директором или по ходу доберете необходимые навыки. При таком переходе нужно быть готовым пожертвовать высокой зарплатой и быстро научиться, если каких-то знаний вам недостаёт.
  4. Стать руководителем нетехнологического бизнеса: это ситуация, в которой вы сможете обналичить ваши связи в нужной сфере. Мы, например, знаем пиарщиков, которые стали владельцами успешных салонов красоты, потому что раньше много работали в сфере бьюти и имеют знакомства в глянце. Бывшие пиарщики открывают кофейни, бюро путешествий и других милые небольшие бизнесы. Как ни странно, именно среди пиарщиков оказывается много потенциальных рукодельников. Они открывают интернет-магазины и марки ремесленных вещей, делают бусы, керамику, вещи из стекла, строгают мебель и шьют одежду. Так что, если у вас к этому лежит душа и финансы позволяют — не бойтесь начать во время кризиса. Только помните, что быть владельцем молодого бизнеса — значит работать без выходных и отпуска, как минимум, первый год (и, вполне вероятно, без прибыли).

Карьерная карта — это шпаргалка, в которой рассмотрены все варианты развития карьеры и перехода в другие отрасли с плюсами и минусами.

журналистика НКО проджект-менеджмент собственный бизнес
вероятность +     (70%) +     (50%) —       (40%) —       (20%)
зарплата —       (30%) —       (30%) —       (60%)
позиция + +     (30%) = +
интересность = = +

В этой таблице мы ещё раз перечислили все варианты развития карьеры после работы в PR и описали их по четырём критериям. Первый — насколько сложно будет найти подходящую вакансию в нужной сфере (проценты — это примерная оценка вероятности перехода по опыту слушателей «Антирабства»). Так, видно, что шансов найти работу в журналистике гораздо больше, чем придумать и открыть собственное дело. Второй критерий — заплата: сколько вы потеряете при переходе. К сожалению, о прибавке в результате перехода в другую отрасль после PR говорить не приходится. Третий критерий — рост в позиции: например, в НКО вы сможете занять более высокий пост, чем в PR-агентстве, а должность менеджера проектов по уровню престижа примерно такая же, как и пиарщика. Последний критерий — будет ли новая работа более интересной, чем в PR.

Вот два интересных примера из нашей практики:

История 1: У нас был пиарщик очень крупной госкомпании, которому смертельно надоели оба ингредиента его работы — и пиар, и госслужба. Мы с ним стали вспоминать, что он любит и что на самом деле хочет делать. В результате получалась очень неожиданная история: сейчас он арендует яхту и возит на ней людей в большие путешествия, чуть ли не в кругосветные. Такой у него необычный бизнес. Яхтсмен неописуемо счастлив и говорит о том, что его жизнь полностью изменилась.

История 2: Это не такая романтическая, но показательная история. К нам пришла девочка-пиарщица, которая работала в фармацевтике. В этой сфере всегда всё очень хорошо с деньгами, даже в кризис — но наша героиня устала, в фарме ей всё надоело, и она не видела там никаких новых  горизонтов. Вместе с ней мы стали разбирать её старые связи, нашли партнера, который помог с  инвестициями, и она открыла маленький салон красоты, специализирующийся на органической косметике. Всё удалось, потому что девушка хорошо знала фарму, за годы работы в отрасли обзавелась нужными контактами, знала, как всё это работает и какие марки стоит покупать.

Все самое интересное, актуальное и полезное — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и читайте!