Слово не воробей. Должен ли журналист согласовывать интервью?

Pressfeed спросил у журналистов и пиарщиков, должны ли журналисты отправлять интервью спикеру перед публикацией для согласования. Результаты опроса таковы – и те, и другие считают, что должны и что это вопрос профессиональной этики.

На днях мы опубликовали результаты опроса среди британских журналистов и пиарщиков, проведенного на ту же тему. Большинство участников опроса среди журналистов сказали, что не должны отправлять интервью на утверждение и никогда этого не делают. Такого же мнения, как выяснилось, придерживаются и пиарщики.

Но вот в российской практике медиа другое понимание правил игры. Мы провели опрос в группе Facebook «Пиарщики и маркетологи России» и выяснили, что большинство журналистов предпочитает отправлять интервью спикерам во избежание ошибок, то есть исключительно в целях факт-чекинга.

При этом некоторые делают это даже, когда пиарщики не настаивают на согласовании. Большинство отправляет текст полностью, если он написан в жанре интервью, в остальных случаях – только цитаты. Некоторые журналисты всегда согласовывают все интервью, поскольку опасаются, что что-то неправильно поняли, особенно, если недостаточно разбираются в теме.

Нужны публикации в СМИ?
Как быстро познакомиться с журналистами, пишущими на вашу тему, и организовывать публикации в СМИ бесплатно?
Как это работает

При этом обнаружилась диаметрально противоположная позиция. Большинство пиарщиков говорит, что если журналист не пообещает согласовать интервью, он это самое интервью не получит. Журналисты же считают, что ничего не должны спикерам, и согласование – исключительно их добрая воля, а также элемент проявления уважения к спикеру.

Виртуальный пиарщик
Поможет наладить работу со СМИ без своего пиарщика или агентства
Увеличит число упоминаний о вашей компании
Обойдется в 2-3 раза дешевле
Как это работает

В целом мало кто из журналистов стоит на позиции «никому ничего до публикации не покажу, автор текста я, а не спикер». Но при этом журналисты жалуются на то, что вместо того, чтобы исправлять возможные фактические ошибки (должности, фамилии, названия, цифры), пиарщики начинают править весь текст, наводняя его канцеляризмами и превращая в пресс-релиз, написанный «суровым языком плаката». Именно поэтому согласование зачастую превращается в долгий, нудный и неприятный для обеих сторон процесс.

Также выяснилась любопытная вещь. Оказалось, что многие пиарщики и журналисты вольно трактуют «Закон о СМИ», неверно интерпретируя его положения о согласовании интервью.

“Как бесплатно продвигать бизнес с помощью СМИ”
10 кейсов о росте трафика, продаж, продвижении...
Скачать книгу бесплатно

Смотрите также:
Как дать интервью журналисту: что нужно знать пиарщику

Pressfeed попросил юриста расставить точки над «и».

Адвокат Павел Ганин:

Статья 29 Конституции РФ и статья 3 «Закона о СМИ» указывают на недопустимость цензуры: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается».

То есть право у интервьюируемого требовать текст на согласование есть. Однако прямой обязанности журналиста предоставлять интервью на согласование законодательно не предусмотрено.

Более того Верховный суд РФ (Постановление Пленума Верховного суда РФ №16 от 15.06.2010 года «О практике применения судами Закона о СМИ») дал свою трактовку статьи 3 Закона о СМИ: «…не может признаваться цензурой адресованное непосредственно журналисту требование должностного лица предварительно согласовывать исходный текст интервью (расшифровки), взятого у этого лица … выдвижение соответствующего требования является правом интервьюируемого лица, обязательность такого предварительного согласования не установлена».

Pressfeed.News
Читайте также
Как расшифровывать быстро: простые лайфхаки Кого смотреть на YouTube, чтобы лучше подготовиться к интервью. 11 лучших интервьюеров PR, эксперты, посты в соцсетях, хантинг в Телеграме, квесты в ВК, личный бренд, TikTok, $1,5 млн за первую книгу. Что почитать о маркетинге, PR и медиа. Лучшее за неделю. Выпуск #53 Как подготовиться к интервью на радио. 16 с половиной советов спикеру
Пройти тест«Получите список СМИ, готовых к публикации»
3 декабря в 18:00 мск в Лектории Pressfeed экс-руководитель PR в SA MEDIA GROUP, Ingrad и LSR Group Антон Мошкин Зарегистрироваться